ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ СТУДЕНТАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Ключевые слова: математика, математические задачи, метод проектов, студенты, естественные науки, высшее образование

Аннотация

Цель. Одной из основных проблем математической подготовки студентов естественнонаучных специальностей является неспособность учащихся применить полученные знания и умения на практике. Овладев математическими законами, формулами, теоремами на абстрактном уровне, студенты не понимают их ценность для решения реальных задач профессионального характера. Цель статьи – продемонстрировать возможные пути организации образовательного процесса по высшей математике в соответствии с профессиональными потребностями студентов естественнонаучных направлений подготовки.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют компетентностный, профессионально-ориентированный, деятельностный подходы.

Результаты. В статье выделены основные направления повышения результативности обучения математике за счет усиления междисциплинарных связей и проектных методов. В частности, представлены математические задачи профессионально-ориентированного содержания и естественнонаучные проекты, которые позволяют продемонстрировать взаимосвязь математики с естественными науками, повышают уровень мотивации и математической культуры студентов-естественников.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены при организации образовательного процесса по математике в вузе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Yulia S. Kostrova, Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина

доцент кафедры высшей математики, кандидат педагогических наук

Литература

Gnedenko B.V., Gnedenko D.B. Ob obuchenii matematike v universitetah i pedvuzah na rubezhe dvuh tysyacheletij [About Teaching Mathematics at Universities and Pedagogical Universities at the Turn of Two Millennia]. Moscow: URSS, 2006, 158 p.

D’yachenko S.I. Motivaciya izucheniya «Matematiki» studentami «nematematicheskih» special’nostej [Motivation of Studying “Mathematics” by Students of “Non-mathematical” Specialties]. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. CHekhova [Bulletin of the Taganrog Institute Named after A. P. Chekhov]. Taganrog, 2008, no. 1, pp. 205–210.

Karimov M.F. Sostoyanie i zadachi sovershenstvovaniya himicheskogoi estestvenno-matematicheskogo obrazovaniya molodezhi [The State and Tasks of Improving the Chemical and Natural-mathematical Education of Young People] Bashkirskij himicheskij zhurnal [Bashkir Chemical Journal], 2009, vol. 16, no. 1, pp. 29-32.

Kostrova Yu.S., Efremov N.V. Vliyanie zagryazneniya atmosfernogo vozduha na bolezni organov dyhaniya naseleniya Ryazanskoj oblasti [Influence of Atmospheric Air Pollution on Diseases of the Respiratory System Among the Population of the Ryazan Oblast]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal [International Research Journal], 2021, № 7 (109) Part 2, pp. 13-17. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.035

Kuba E.A. Vozmozhnosti upravleniya konkurentosposobnost’yu v sisteme vysshego obrazovaniya [Opportunities for Managing Competitiveness in the Higher Education System]. Molodezh’ v XXI veke: filosofiya, psihologiya pravo, pedagogika, ekonomika i menedzhment: sbornik nauchnyh statej VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Youth in the XXI Century: Philosophy, Psychology, Law, Pedagogy, Economics and Management: Collection of Scientific Articles of the VI International Scientific and Practical Conference]. Ekaterinburg, 2016, pp. 39-40.

Matejko O.M. Vysshaya matematika dlya biologov: ucheb. Posobie dlya studentov geograficheskih i geoekologicheskih special’nostej vuzov: v 2 ch. CH. 1. [Higher Mathematics for Biologists: Textbook. Manual for Students of Geographical and Geoecological Specialties of Universities: in 2 Parts. Part 1]. Minsk: BSU, 2011, 267 p.

Nikolaev P.A., Kel’m T.I., Baranov V.M. Opredelenie ploshchadi zon radioaktivnogo zarazheniya Ryazanskoj oblasti [Determination of the Area of Radioactive Contamination Zones of the Ryazan Region]. Materialy konferencii 67-j studencheskoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii Ryazanskogo gosudarstvennogo radiotekhnicheskogo universiteta [Materials of the conference of the 67th Student Scientific and Technical Conference of the Ryazan State Radio Engineering University], 2020, pp. 44-45.

Skateckij V.G. Matematicheskie metody v himii: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Mathematical Methods in Chemistry: Textbook for University Students]. Mn.: TetraSistems, 2006, 368 p.

Skateckij V.G. Professional’naya napravlennost’ prepodavaniya matematiki: teoreticheskij i prakticheskij aspekty [Professional Orientation of Teaching Mathematics: Theoretical and Practical Aspects]. Minsk: BSU, 2000, 160 p.

Toktarova V.I., Fedorova S.N. Matematicheskaya podgotovka studentov: prichiny negativnyh tendencij [Students’ Background in Mathematics: The Causes of Negative Trends]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2017, no. 208 (1), pp. 85-92. https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/927

Proshkin S.S. Nekotorye problemy, voznikayushchie v processe prepodavaniya matematiki studentam estestvennonauchnyh special’nostej [Some Problems That Arise in the Process of Teaching Mathematics to Students of Natural Science Specialties]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Izvestia of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University], 2013, no. 154, pp. 164-169. https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/154/proshkin_154_164_169.pdf

Belkić D., Belkić K. Review of recent applications of the conventional and derivative fast Padé transform for magnetic resonance spectroscopy. Journal of Mathematical Chemistry, 2019, no. 57, pp. 385–464. https://link.springer.com/article/10.1007/s10910-019-01001-8

Benisch K., Wang W., Delfs J. et al. The OGS-Eclipse code for simulation of coupled multiphase flow and geomechanical processes in the subsurface. Comput Geosci., 2020, no. 24, pp. 1315–1331. https://link.springer.com/article/10.1007/s10596-020-09951-8

Bialek W, Botstein D: Introductory science and mathematics education for 21st-century biologists. Science, 2004, no. 303, pp. 788–790. https://doi.org/10.1126/science.1095480

Cohen J. Mathematics is biology’s next microscope, only better; biology is mathematics’ next physics, only better. PLOS Biology, 2004, no. 2, pp. 2017–2023. https://doi.org/10.1371/journal.pbio.0020439

Fursov I., Christie M. & Lord G. Applying kriging proxies for Markov chain Monte Carlo in reservoir simulation. Comput Geosci., 2020, no. 24, pp. 1725-1746. https://link.springer.com/article/10.1007/s10596-020-09968-z

Ghosh S., Banerjee S. Mathematical modeling of cancer–immune system, considering the role of antibodies. Theory Biosci., 2018, no. 137, pp. 67–78. https://doi.org/10.1007/s12064-018-0261-x

Hsieh J. Computed tomography: principles, design, artifacts, and recent advances. 2nd ed. Bellingham: SPIE Press; Hoboken: Wiley Interscience, 2009, 556 p.

Jost J. Relations and dependencies between morphological characters. Theory Biosci., 2017, no. 136, pp. 69–83. https://doi.org/10.1007/s12064-017-0248-z

Jungck J.R. Mathematical Biology Education: Modeling Makes Meaning Math. Model. Nat. Phenom., 2011, vol. 6, no. 6, pp. 1-21. https://doi.org/10.1051/mmnp/20116601

Krajňák V., Waalkens H. Phase space structures causing the reaction rate decrease in the collinear hydrogen exchange reaction. J Math Chem., 2020., no. 58., pp. 292–339. https://doi.org/10.1007/s10910-019-01083-4

Li Y., Schoenfeld A.H. Problematizing teaching and learning mathematics as “given” in STEM education. IJ STEM Ed., 2019, no. 6, pp. 44. https://stemeducationjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40594-019-0197-9

Muthusami R., Saritha K. Statistical analysis and visualization of the potential cases of pandemic coronavirus. VirusDis, 2020.

Rahrah M., Vermolen F. A moving finite element framework for fast infiltration in nonlinear poroelastic media. Comput Geosci, 2021, no. 25, pp. 793–804. https://link.springer.com/article/10.1007/s10596-020-09959-0

Stewart J., Day T. Biocalculus: Calculus for Life Sciences. Brooks Cole. 2014, 897 p.

Talebi H., Mueller U., Tolosana-Delgado R. et al. Surficial and Deep Earth Material Prediction from Geochemical Compositions. Nat Resour Res., 2019, no. 28, pp. 869–891. https://link.springer.com/article/10.1007/s11053-018-9423-2

Varadachari C., Mukherjee G., Goswami D.P. et al. Understanding clay minerals with fuzzy mathematics. Naturwissenschaften, 2003, no. 90, pp. 44–48. https://doi.org/10.1007/s00114-002-0387-y


Просмотров аннотации: 268
Загрузок PDF: 136
Опубликован
2021-10-29
Как цитировать
Kostrova, Y. (2021). ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ СТУДЕНТАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Russian Journal of Education and Psychology, 12(5), 7-23. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-5-7-23
Раздел
Педагогические исследования