ОЛЬФАКТОРНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ: РОЛЬ ПАРФЮМЕРИИ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Аннотация
Цель. Цель исследования заключается в изучении того, как особенности использования парфюмерных запахов влияют на самопрезентацию, и как это связано с личностными чертами человека.
Метод или методология проведения работы. Участники заполняли разработанную О.А. Герасимовой анкету «Социально-психологические характеристики ольфакторного поведения», опросник Кейрси, «Шкалу социального контроля» М. Снайдера.
Результаты. Результаты исследования показывают, что большинство респондентов используют самопрезентационную стратегию в межличностном взаимодействии, особенности которой связаны с личностными характеристиками и степенью коммуникативного контроля. Направленность использования парфюмерии – для себя или для других – зависит от личностных особенностей и степени контроля над коммуникативной ситуацией. Отсутствие значимых связей между личностными особенностями, типом темперамента и предпочтением определенных ароматов показывает сложность исследования ольфакторной самопрезентации и необходимость дальнейших исследований в этой области.
Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности как руководство при выборе и созданию ароматов, так и для понимания того, как личность выбирает предпочитаемый аромат.
Скачивания
Литература
Список литературы
Герасимова О.А. Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности: дис. … канд. псих. наук. Ростов н/Д, 2003. 340 с.
Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 344 с.
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д, 1999. 608 с.
Папченко Е.В. Роль невербальной коммуникации в культуре // Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 5. С. 2-7.
Croijmans I., Beetsma D., Aarts H., Gortemaker I., & Smeets M. The role of fragrance and self-esteem in perception of body odors and impressions of others. PloS one, 2021, vol. 16, no. 11. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0258773 (дата обращения: 11.01.2023).
Gallace A., Spence C. In touch with the future: The sense of touch from cognitive neuroscience to virtual reality. OUP Oxford, 2014.
Gueguen N., Petr C. Odors and consumer behavior in a restaurant. International Journal of Hospitality Management, 2006, vol. 25, no. 2, pp. 335-339.
Hämmerli A., Schweisgut C., Kaegi M. Population genetic segmentation of MHC correlated perfume preferences. International journal of cosmetic science, 2012, vol. 34, no. 2, pp. 161-168.
Herz R.S., von Clef J. The influence of verbal labeling on the perception of odors: evidence for olfactory illusions? Perception, 2001, vol. 30, no. 3, pp. 381-391.
Keirsey D. Please understand me II: Temperament, character, intelligence. (No Title), 1998.
Lenochova P., Vohnoutova P., Roberts S.C., Oberzaucher E., Grammer K., & Havlicek J. Psychology of fragrance use: perception of individual odor and perfume blends reveals a mechanism for idiosyncratic effects on fragrance choice. PloS one, 2012, vol. 7, no. 3. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0033810 (дата обращения: 21.02.2023).
Mehrotra S., Brocker A., Obrist M., & Borchers J. The Scent of Collaboration: Exploring the Effect of Smell on Social Interactions. CHI Conference on Human Factors in Computing Systems Extended Abstracts, 2022, pp. 1-7.
Richard Ortegon S., Fournel A., Carlos O., Kawabata Duncan K., Hirabayashi K., Tagai K., ... & Ferdenzi C. And I’m feeling good: effect of emotional sweat and perfume on others’ physiology, verbal responses, and creativity. Chemical Senses, 2022, vol. 47. URL: https://academic.oup.com/chemse/article/doi/10.1093/chemse/bjac012/6588670 (дата обращения: 20.11.2023).
Roberts S.C., Havlicek J., Schaal B. Human olfactory communication: current challenges and future prospects. Philosophical Transactions of the Royal Society B, 2020, vol. 375, no. 1800. URL: https://royalsocietypublishing.org/doi/full/10.1098/rstb.2019.0258 (дата обращения: 23.01.2023).
Zarzo M., Stanton D.T. Understanding the underlying dimensions in perfumers’ odor perception space as a basis for developing meaningful odor maps. Attention, Perception, & Psychophysics, 2009, vol. 71, pp. 225-247.
References
Gerasimova O.A. Social’no-psikhologicheskie kharakteristiki ol’faktornoj samoprezentacii lichnosti [Socio-psychological characteristics of olfactory self-presentation of personality]: dis. … kand. psikh. nauk. Rostov-on-Don, 2003, 340 p.
Labunskaya V.A. Ne yazyk tela, a yazyk dushi! Psikhologiya neverbal’nogo vyrazheniya lichnosti [Not the language of the body, but the language of the soul! The psychology of nonverbal expression of personality]. Rostov-on-Don, 2009, 344 p.
Labunskaya V.A. Ehkspressiya cheloveka: obshchenie i mezhlichnostnoe poznanie [Human expression: communication and interpersonal cognition]. Rostov-on-Don, 1999, 608 p.
Papchenko E.V. Rol’ neverbal’noj kommunikacii v kul’ture [The role of nonverbal communication in culture]. Humanities and social sciences, 2008, no. 5, pp. 2-7.
Croijmans I., Beetsma D., Aarts H., Gortemaker I., & Smeets M. The role of fragrance and self-esteem in perception of body odors and impressions of others. PloS one, 2021, Vol. 16, no. 11. https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0258773 (accessed January 11, 2023).
Gallace A., Spence C. In touch with the future: The sense of touch from cognitive neuroscience to virtual reality. OUP Oxford, 2014.
Gueguen N., Petr C. Odors and consumer behavior in a restaurant. International Journal of Hospitality Management, 2006, vol. 25, no. 2, pp. 335-339.
Hämmerli A., Schweisgut C., Kaegi M. Population genetic segmentation of MHC correlated perfume preferences. International journal of cosmetic science, 2012, vol. 34, no. 2, pp. 161-168.
Herz R. S., von Clef J. The influence of verbal labeling on the perception of odors: evidence for olfactory illusions? Perception, 2001, vol. 30, no. 3, pp. 381-391.
Keirsey D. Please understand me II: Temperament, character, intelligence. (No Title). 1998.
Lenochova P., Vohnoutova P., Roberts S.C., Oberzaucher E., Grammer K., & Havlicek J. Psychology of fragrance use: perception of individual odor and perfume blends reveals a mechanism for idiosyncratic effects on fragrance choice. PloS one, 2012, vol. 7, no. 3. https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0033810 (accessed February 21, 2023).
Mehrotra S., Brocker A., Obrist M., & Borchers J. The Scent of Collaboration: Exploring the Effect of Smell on Social Interactions. CHI Conference on Human Factors in Computing Systems Extended Abstracts, 2022, pp. 1-7.
Richard Ortegon S., Fournel A., Carlos O., Kawabata Duncan K., Hirabayashi K., Tagai K., ... & Ferdenzi C. And I’m feeling good: effect of emotional sweat and perfume on others’ physiology, verbal responses, and creativity. Chemical Senses, 2022, vol. 47. https://academic.oup.com/chemse/article/doi/10.1093/chemse/bjac012/6588670 (accessed November 20, 2023).
Roberts S.C., Havlicek J., Schaal B. Human olfactory communication: current challenges and future prospects. Philosophical Transactions of the Royal Society B, 2020, vol. 375, no. 1800. https://royalsocietypublishing.org/doi/full/10.1098/rstb.2019.0258 (accessed January 23, 2023).
Zarzo M., Stanton D.T. Understanding the underlying dimensions in perfumers’ odor perception space as a basis for developing meaningful odor maps. Attention, Perception, & Psychophysics, 2009, vol. 71, pp. 225-247.
Просмотров аннотации: 100 Загрузок PDF: 92
Copyright (c) 2024 Veronika S. Коrnilova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.