ОЛЬФАКТОРНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ: РОЛЬ ПАРФЮМЕРИИ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Ключевые слова: ольфакторная самопрезентация, самопрезентация, невербальная коммуникация, парфюмерия, тип темперамента, степень коммуникативного контроля

Аннотация

Цель. Цель исследования заключается в изучении того, как особенности использования парфюмерных запахов влияют на самопрезентацию, и как это связано с личностными чертами человека.

Метод или методология проведения работы. Участники заполняли разработанную О.А. Герасимовой анкету «Социально-психологические характеристики ольфакторного поведения», опросник Кейрси, «Шкалу социального контроля» М. Снайдера.

Результаты. Результаты исследования показывают, что большинство респондентов используют самопрезентационную стратегию в межличностном взаимодействии, особенности которой связаны с личностными характеристиками и степенью коммуникативного контроля. Направленность использования парфюмерии – для себя или для других – зависит от личностных особенностей и степени контроля над коммуникативной ситуацией. Отсутствие значимых связей между личностными особенностями, типом темперамента и предпочтением определенных ароматов показывает сложность исследования ольфакторной самопрезентации и необходимость дальнейших исследований в этой области.

Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности как руководство при выборе и созданию ароматов, так и для понимания того, как личность выбирает предпочитаемый аромат.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Veronika S. Коrnilova, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

студентка факультета психологии

Литература

Список литературы

Герасимова О.А. Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности: дис. … канд. псих. наук. Ростов н/Д, 2003. 340 с.

Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 344 с.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д, 1999. 608 с.

Папченко Е.В. Роль невербальной коммуникации в культуре // Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 5. С. 2-7.

Croijmans I., Beetsma D., Aarts H., Gortemaker I., & Smeets M. The role of fragrance and self-esteem in perception of body odors and impressions of others. PloS one, 2021, vol. 16, no. 11. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0258773 (дата обращения: 11.01.2023).

Gallace A., Spence C. In touch with the future: The sense of touch from cognitive neuroscience to virtual reality. OUP Oxford, 2014.

Gueguen N., Petr C. Odors and consumer behavior in a restaurant. International Journal of Hospitality Management, 2006, vol. 25, no. 2, pp. 335-339.

Hämmerli A., Schweisgut C., Kaegi M. Population genetic segmentation of MHC correlated perfume preferences. International journal of cosmetic science, 2012, vol. 34, no. 2, pp. 161-168.

Herz R.S., von Clef J. The influence of verbal labeling on the perception of odors: evidence for olfactory illusions? Perception, 2001, vol. 30, no. 3, pp. 381-391.

Keirsey D. Please understand me II: Temperament, character, intelligence. (No Title), 1998.

Lenochova P., Vohnoutova P., Roberts S.C., Oberzaucher E., Grammer K., & Havlicek J. Psychology of fragrance use: perception of individual odor and perfume blends reveals a mechanism for idiosyncratic effects on fragrance choice. PloS one, 2012, vol. 7, no. 3. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0033810 (дата обращения: 21.02.2023).

Mehrotra S., Brocker A., Obrist M., & Borchers J. The Scent of Collaboration: Exploring the Effect of Smell on Social Interactions. CHI Conference on Human Factors in Computing Systems Extended Abstracts, 2022, pp. 1-7.

Richard Ortegon S., Fournel A., Carlos O., Kawabata Duncan K., Hirabayashi K., Tagai K., ... & Ferdenzi C. And I’m feeling good: effect of emotional sweat and perfume on others’ physiology, verbal responses, and creativity. Chemical Senses, 2022, vol. 47. URL: https://academic.oup.com/chemse/article/doi/10.1093/chemse/bjac012/6588670 (дата обращения: 20.11.2023).

Roberts S.C., Havlicek J., Schaal B. Human olfactory communication: current challenges and future prospects. Philosophical Transactions of the Royal Society B, 2020, vol. 375, no. 1800. URL: https://royalsocietypublishing.org/doi/full/10.1098/rstb.2019.0258 (дата обращения: 23.01.2023).

Zarzo M., Stanton D.T. Understanding the underlying dimensions in perfumers’ odor perception space as a basis for developing meaningful odor maps. Attention, Perception, & Psychophysics, 2009, vol. 71, pp. 225-247.

References

Gerasimova O.A. Social’no-psikhologicheskie kharakteristiki ol’faktornoj samoprezentacii lichnosti [Socio-psychological characteristics of olfactory self-presentation of personality]: dis. … kand. psikh. nauk. Rostov-on-Don, 2003, 340 p.

Labunskaya V.A. Ne yazyk tela, a yazyk dushi! Psikhologiya neverbal’nogo vyrazheniya lichnosti [Not the language of the body, but the language of the soul! The psychology of nonverbal expression of personality]. Rostov-on-Don, 2009, 344 p.

Labunskaya V.A. Ehkspressiya cheloveka: obshchenie i mezhlichnostnoe poznanie [Human expression: communication and interpersonal cognition]. Rostov-on-Don, 1999, 608 p.

Papchenko E.V. Rol’ neverbal’noj kommunikacii v kul’ture [The role of nonverbal communication in culture]. Humanities and social sciences, 2008, no. 5, pp. 2-7.

Croijmans I., Beetsma D., Aarts H., Gortemaker I., & Smeets M. The role of fragrance and self-esteem in perception of body odors and impressions of others. PloS one, 2021, Vol. 16, no. 11. https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0258773 (accessed January 11, 2023).

Gallace A., Spence C. In touch with the future: The sense of touch from cognitive neuroscience to virtual reality. OUP Oxford, 2014.

Gueguen N., Petr C. Odors and consumer behavior in a restaurant. International Journal of Hospitality Management, 2006, vol. 25, no. 2, pp. 335-339.

Hämmerli A., Schweisgut C., Kaegi M. Population genetic segmentation of MHC correlated perfume preferences. International journal of cosmetic science, 2012, vol. 34, no. 2, pp. 161-168.

Herz R. S., von Clef J. The influence of verbal labeling on the perception of odors: evidence for olfactory illusions? Perception, 2001, vol. 30, no. 3, pp. 381-391.

Keirsey D. Please understand me II: Temperament, character, intelligence. (No Title). 1998.

Lenochova P., Vohnoutova P., Roberts S.C., Oberzaucher E., Grammer K., & Havlicek J. Psychology of fragrance use: perception of individual odor and perfume blends reveals a mechanism for idiosyncratic effects on fragrance choice. PloS one, 2012, vol. 7, no. 3. https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0033810 (accessed February 21, 2023).

Mehrotra S., Brocker A., Obrist M., & Borchers J. The Scent of Collaboration: Exploring the Effect of Smell on Social Interactions. CHI Conference on Human Factors in Computing Systems Extended Abstracts, 2022, pp. 1-7.

Richard Ortegon S., Fournel A., Carlos O., Kawabata Duncan K., Hirabayashi K., Tagai K., ... & Ferdenzi C. And I’m feeling good: effect of emotional sweat and perfume on others’ physiology, verbal responses, and creativity. Chemical Senses, 2022, vol. 47. https://academic.oup.com/chemse/article/doi/10.1093/chemse/bjac012/6588670 (accessed November 20, 2023).

Roberts S.C., Havlicek J., Schaal B. Human olfactory communication: current challenges and future prospects. Philosophical Transactions of the Royal Society B, 2020, vol. 375, no. 1800. https://royalsocietypublishing.org/doi/full/10.1098/rstb.2019.0258 (accessed January 23, 2023).

Zarzo M., Stanton D.T. Understanding the underlying dimensions in perfumers’ odor perception space as a basis for developing meaningful odor maps. Attention, Perception, & Psychophysics, 2009, vol. 71, pp. 225-247.


Просмотров аннотации: 109
Загрузок PDF: 101
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
КоrnilovaV. (2023). ОЛЬФАКТОРНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ: РОЛЬ ПАРФЮМЕРИИ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(6), 373-385. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-373-385
Раздел
Психологические исследования