ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАТЕРИАЛОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ГЕОГРАФИИ

  • Vasiliy A. Semenov Российский государственный университет правосудия
Ключевые слова: дистанционное образование, комбинированное обучение, интерактивность, деятельностный подход, географические игры

Аннотация

В статье обобщён авторский опыт применения дистанционных технологий и материалов на занятиях по дисциплине «география» во время карантинных ограничений весны 2020 г.

Цель. Данное исследование – ретрансляция методико-педагогического опыта во внешнюю среду. Предмет статьи – использование дистанционных технологий на уроках географии.

Методология проведения работы. Основу исследования образует квинтэссенция теоретических и эмпирических методов, а также анализ и синтез имеющихся информационных источников по тематике статьи.

Результаты. Отмечены позитивные и негативные стороны дистанционных форм обучения, их правовые основы. Детализирована методика использования мессенджера ZOOM, представлен материал по использованию программ, сайтов и средств интернета в образовании на удалённом доступе. Отдельно затронута проблема применения электронных библиотечных систем и электронной почты в образовательном процессе на дистанте. Обращено внимание на инклюзивные формы образования и деятельностный поход в рамках дистанта. Делается вывод о необходимости смешанного обучения, так как одни лишь дистанционные формы не обеспечивают всей полноты и эффективности учебного процесса, необходимо личное очное общение педагога с учащимися.

Область применения результатов. Информация, изложенная в статье, может быть использована педагогами и обучающимися в рамках среднего общего и профессионального образования.

Биография автора

Vasiliy A. Semenov, Российский государственный университет правосудия

доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, канд. геогр. наук, доцент

Литература

1. Birjukova E.V., Birjukova K.O. Vozmozhnosti distancionnogo obuchenija detei s OVZ i invalidnostju v “Centre obuchenija “Distancionnyje tekhnologii” [Opportunities of distance learning for the children with disabilities and handicapped children in the “Learning Center “Distance technologies”]. Edinoje obrazovatelnoje prostranstvo kak factor formirovanija i vospitanija litchnosti. Materialy XIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii studentov, magistrantov I molodykh utchenykh [Unified educational space as a factor of the individual’s formation and education. Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference of Students, undergraduates and young scientists]. Ryazan: Ryazanskii gosudarstvennyi universitet imeni S.A. Esenina, 2019, pp. 62–65.

2. Kalinina A.I. Distancionnoje obutchenije kak tchast’ sistemy nepreryvnogo obrazovanija i rol’ samoobrazovanija v distancionnom obutchenii [Distance learning as part of the system of continuing education and the role of self-education in the distance learning]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University]. Series 20: Pedagogical education, 2014, no. 1, pp. 100–105.

3. Moiseenko N.A., Bisultanova E.A.Kh. Distancinnoje obuthenije: forma, tekhnologija, sredstvo [Distance learning: the form, the technology, the means]. Alleja nauki [Science Alley], 2017, vol. 2, no 16, pp. 945–949. https://alley-science.ru/domains_data/files/Collection_of_journals/Vtoroy%20tom%20Dekabr.pdf

4. Musamedova K.A., Khalikov A.A. Analiz metodov ditancionnogo obuchenija i vnedrenija distancionnogo obuchenija v obrazovatelnykh utchrezhdenijakh [Analysis of the distance learning methods and the implementation of distance learning in the educational institutions]. Trudy Severo-Kavkazskogo filiala Moskovskogo tekhnitcheskogo universiteta svjazi i informatiki [Scientific works of the North Caucasus Branch of the Moscow Technical University of Communications and Informatics], 2013, no 1, pp. 458–461. http://umo.skf-mtusi.ru/sbornik/sb2013-1.pdf

5. Nozdrina N.A., Sjaktereva A.A., Novikova K.V. Distancionnoje obrazovanije kak metod poluchenija obrazovanija dlja ludei s ogranichennymi vremennymi ramkami [Distance education as a method of obtaining education for the people with limited time frames]. Elektronnyi nauchnyi journal [Electronic science journal], 2017, no 2-1 (17), pp. 297–299.

6. Polat E.S., Bukharkina M.U., Moiseeva M.V. Teorija i praktika distancionnogo obuchenija [Theory and practice of the distance learning]. Uchebnoje posobije [Training manual]. Moscow: Publishing Center «Academija», 2004, pp. 12–25.

7. Prikaz Minobrnauki no 63 “Porjadok razrabotki i ispolzovanija ditancinnykh obrazovatelnykh tekhnologii” [Order of the Ministry of Education and Science No 63 “Procedure for the development and use of remote educational technologies”]. http://edu.ru/index.php?page_id=196&op= doDocData&dnews_id=77 (accessed January 15, 2021).

8. Semenikhina U.V., Galkin V.G., Kharlamova U.N., Kostrykina S.E. Sekrety uspekha ditancionnogo obutchenija [The secrets of distance learning’s success]. Pedagogika I psikhologija: perspektivy razvitija. Sbornik materialov Vserossiiskoi nautchno-prakticheskoi konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Pedagogy and psychology: prospects of the development. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Cheboksary: Center for Scientific Cooperation “Interactiv-plus”, 2020, pp. 23–26.

9. Khalikov A.A., Musamedova K.A., Ibragimova O.A. Analiz metodov ditancionnogo obuchenija i vnedrenija distancionnogo obuchenija v obrazovatelnykh utchrezhdenijakh [Analysis of the distance learning methods and the implementation of distance learning in the educational institutions]. Vesnik nauchnykh konferencii [Bulletin of scientific conferences], 2017, no. 3-6 (19), pp. 171–173.

10. Galizina E.G., Palanchuk N.V., Afonin M.V., Krivova A.L., Lyapunova N.V. Organization of distance learning for humanities students using Google classroom, Revista Inclusiones, 2020, vol. 7, no. S3–3, pp. 526–539. http://revistainclusiones.org/index.php/inclu/article/view/1255

11. Elnikova G.A., Nikulina N.N., Gordienko I.V., Davityan M.G. Distance education in universities: lessons from the pandemic, European Journal of Molecular and Clinical Medicine, 2020, vol. 7, no. 1, pp. 3523–3529. https://ejmcm.com/article_3585.html

12. Karhanyan G.G. Analysis of distance learning in force majeure conditions, Cross - cultural studies: education and science, 2020, vol. 5, no. 2, pp. 92–96. https://doi.org/10.24411/2470-1262-2020-10080

13. Needham A.M.B. Perceptions and reactions of stress among distance learning instructors in comparison to non-distance learning instructors: Ph.D. Texas A&M University. College-station, 1997. P. 1.

14. Sharovatova S.A. Problems and prospects of developing computer-assisted correspondence courses with application of distance learning technologies, International Research Journal, 2016, no 7–2 (49), pp. 73–75. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.49.105
Опубликован
2021-04-30
Раздел
Педагогические исследования