ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Ключевые слова: академическая мобильность, профессиональные компетенции, педагогические условия, системный подход, факторы, образовательная среда, адаптация

Аннотация

В статье рассматриваются факторы и педагогические условия формирования академической мобильности студентов педагогического вуза. Учитывая значимость социокультурной обусловленности формирования академической мобильности у студентов педагогических вузов и наличия противоречий между потребностью государства в конкурентоспособных специалистах, обладающих сформированной академической мобильностью и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике; между требованиями в организации процесса академической мобильности у студентов педагогических вузов и отсутствием модели ее реализации в педагогическом вузе, мы ставим целью определить внешние и внутренние факторы для конструирования целостного педагогического процесса, способствующего формированию академической мобильности.

В основе исследования – положения средового подхода о методологии, сущности и развитии социальной среды; системный подход, определяющий внешние связи и структуру исследуемого явления; социокультурный подход, нацеливающий студентов-бакалавров на адаптацию в мультикультурном и полиязычном мире; компетентностный подход, который направляет процесс формирования академической мобильности на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов, а также теории личности и социокультурной обусловленности ее развития.

Выявлены педагогические условия, обеспечивающие, в отличие от обоснованных ранее, целостность процесса формирования академической мобильности, в том числе факторы, обогащающие образовательную среду вуза новыми возможностями формирования качеств личности, детерминирующих академическую мобильность студентов.

Результаты исследования направлены на формирование академической мобильности студентов педагогического вуза за счет обогащения образовательной среды вуза возможностями развития значимых личностных качеств у обучающихся: толерантного отношения к «иной» культуре, адекватного восприятия культурных ценностей общества, а также сохранение своей культуры; овладения общекультурными, культурно-специфическими знаниями об истории страны изучаемого языка; формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Данные компоненты ориентированы на вхождение личности студента в иноязычное образовательное и научное пространство в рамках диалога культур, востребованы социумом в современных полиязычных социокультурных условиях, и могут быть использованы в системе форм, методов и средств взаимодействия педагогов и обучающихся.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Liliya V. Bezdenezhnykh, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет

старший преподаватель кафедры романо-германских языков факультета иностранных языков

Литература

Alasheev S.U., Postalyuk N.U. Konceptual’nye osnovy organizacii monitoringa regional’nyh sistem nachal’nogo professional’nogo obrazovaniya [Conceptual framework for the organization of monitoring of regional systems of initial vocational education]. Standards and Monitoring in Education, 2006, no. 4, pp. 37- 43.

Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy: a course for creative self-development]. Kazan’: Center for Innovative Technologies, 2012, 608 p.

Belikov V.A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: deyatel’nyj aspect [Philosophy of Personal Education: The Activity Aspect]. Moscow: Vlados, 2004, 216 p.

Boiron M. Enseigner et apprendre. Le français dans le monde. 2001, Novembre - décembre, no. 31, pp. 31-40.

Fathutdinov R. Upravlenie konkurentosposobnost’yu vuza [Managing the competitiveness of higher education institutions]. Higher education in Russia, 2006, no. 9, pp. 35-37.

Fontanille J. Séma et soma. Les figures du corps. Paris: Maisonneuve et Larose. 2004, pp.104 -106.

Heyne P. The Economic Way of Thinking. Pearson: 13th edition (July 3, 2013), 456 p.

Porter M. The Five Competitive Forces That Shape Strategy. Harvard Business Review, 2008, no. 1, pp. 1-19.

Radaev V.V. Sushchnost’ i funkcii social’noj stratifikacii [The essence and functions of social stratification]. Social stratification, Moscow: Aspect press, 1996, pp. 26-48.

Sysoev P.V. Kommunikativno-etnograficheskij podhod k obucheniyu inostrannomu yazyku i kul’ture: novye zadachi i novye vozmozhnosti v XXI veke [The Communicative Ethnographic Approach to Foreign Language and Culture Education: New Challenges and New Opportunities in the 21st Century]. Foreign languages in school, 2015, no. 1, pp. 9-22.

Slastenin V.A. Bolonskoe soglashenie: kurs na integraciyu [The Bologna Accord: Towards integration]. 2011, no. 8, pp. 4-7.

Tareva E.G., Galskova N.D. Innovacii v obuchenii yazyku i kul’ture: pro et contra [Innovations in language and cultural learning: pro et contra]. Foreign languages in school, 2013, no.10, pp. 2-8.

Von Hayek A.F. Law. Legislation and Liberty V.1. University of Chicago Press, 1978, p. 191.

Yakovleva N.M. Teoriya i praktika podgotovki budushchego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitatel’nyh zadachi [Theory and practice of preparing future teachers to creatively solve educational problems]. Chelyabinsk, 1992, 403 p.

Zaslavskaya T.I., YAdov V.A. Social’nye transformacii v Rossii v epohu global’nyh izmenenij [Social transformation in Russia in an era of global change]. Journal of Sociology, 2008, no. 4, pp. 8-22.

Zeer E.F. Individual’nye obrazovatel’nye traektorii obuchayushchihsya v professional’noj shkole [Individual educational trajectories of students in a vocational school]. Municipal education: innovation and experimentation, 2016, no. 2, pp. 58-62.


Просмотров аннотации: 149
Загрузок PDF: 145
Опубликован
2021-08-31
Как цитировать
Bezdenezhnykh, L. (2021). ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА. Russian Journal of Education and Psychology, 12(4), 35-50. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-4-35-50
Раздел
Педагогические исследования