СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация
На основе анализа влияния социально-психологических факторов в статье рассматривается вопрос о формировании коммуникативной толерантности преподавателей вузов на протяжении своего профессионального развития.
Целью статьи является выявление конкретных социально-психологических факторов, формирующих коммуникативную толерантность преподавателей вузов.
Материалы и методы исследования. Используя теоретические подходы, исследование включало углубленный анализ фундаментальных психологических и философских концепций. Кроме того, в исследовании использовались различные математические статистические методы, такие как корреляционный, факторный и кластерный анализ, которые позволили нам изучить сложное взаимодействие факторов, влияющих на коммуникативную толерантность. В ходе исследования были использованы различные диагностические инструменты, включая экспресс-опросник «Индекс толерантности» (разработанный Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой), опросник коммуникативной толерантности (по В.В. Бойко), методику оценки эмпатических способностей (по В.В. Бойко), 16-факторный личностный опросник (по Р.Б. Кеттелу) и методику диагностики межличностных отношений (по Т. Лири).
Результаты исследования демонстрируют теоретический анализ развития коммуникативной толерантности, ее значение и роль в профессиональной сфере преподавателя. Недостаточное развитие критического мышления у преподавателей вузов подтверждено анализом эмпирических данных, подчеркивающим влияние различных внутренних и внешних социально-психологических факторов на их коммуникативную толерантность. Значительную роль в формировании уровня коммуникативной толерантности преподавателей вуза влияют следующие факторы эмпатия, эмоциональная зрелость, эмоционально-волевые качества, коммуникативные качества, позитивный коммуникативный настрой, социальная зрелость, профессиональная зрелость. Кроме того, в исследовании была выявлена сильная статистическая корреляция, что подчеркивает необходимость дальнейших исследований в этой области. Исследование выявило сильную статистическую связь (ρ<0,01) между позитивным коммуникативным отношением и коммуникативной толерантностью, несмотря на отсутствие статистически значимой корреляции между эмпатическими способностями и коммуникативной толерантностью. Результаты исследования показали, что преподаватели, проявляющие умеренный уровень эмпатии, также демонстрировали наибольшую коммуникативную толерантность. Кроме того, выявлены значимые связи между коммуникативной толерантностью и различными характеристиками, такими как эмоционально-волевые черты типа «эмоциональная устойчивость» (ρ<0).
Область применения результатов. Полученные результаты исследования могут быть использованы в схемах дополнительного профессионального обучения, при трудоустройстве и профессиональной подготовке работников сферы образования с целью повышения профессиональной компетентности педагогических кадров.
Скачивания
Литература
References
Abakirova T.P. Sotsial'no-psikhologicheskie faktory formirovaniya kommunikativnykh svoystv lichnosti [Social and Psychological Factors of Individual Communitive Skills Formation]. Abstract of PhD dissertation. Novosibirsk, 2009, 24 p.
Boyko V.V. Energiya emotsiy v obshchenii: vzglyad na sebya i drugikh [Emotion Energy in Communication: a Look at Yourself and Others.], Moscow: Filin Publ., 2006, 472 p.
Boyko V.V. Kommunikativnaja tolerantnost' v mezhlichnostnyh otnoshenijah [Communicative tolerance in interpersonal relationships]. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii [Review of Psychiatry and Medical Psychology], 1994, no. 1, pp. 13-21.
Cattell H.E.P., Mead A.D. The Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF). The SAGE handbook of personality theory and assessment: Personality measurement and testing, California: Sage Publications, Inc., 2008, vol. 2, pp. 135-159. https://doi.org/10.4135/9781849200479.n7
Declaration of principles of tolerance, 1995. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (accessed January 16, 2024).
Dikaya L.G., Makhnach A.V., Laktionova A.I. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke [The Humanities and Social Studies in the Far East], 2018, vol. 15, no. 4, pp. 137-146. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2018-15-4-137-146
Druzhinina A.E. Sotsial'no-psikhologicheskie usloviya formirovaniya tolerantnosti v mezhlichnostnykh otnosheniyakh sub’ektov obrazovatel'noy sredy [Social and Psychological Conditions to Develop Tolerance in Interpersonal Relations of Educational Process Participants]. PhD dissertation. Moscow, 2012, 217 p.
Hate speech is rising around the world, 2019. URL: https://www.un.org/ru/hate-speech (accessed January 16, 2024).
Leary T. Interpersonal Diagnosis of Personality: A Functional Theory and Methodology for Personality Evaluation. California: Resource Publications, 2004, 538 p.
Nasledov A.D. Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya: analiz i interpretatsiya dannykh [Mathematical Methods of Psychological Research: Data Analysis and Interpretation]. St. Petersburg: Rech' Publ., 2012, 392 p.
Soldatova G.U., Shaygerova L.A., Prokof'eva T.Yu., Kravtsova O.A. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Tolerance Psycodiagnostics of an Individual], Moscow: Smysl Publ., 2008, 172 p.
Soldatova G.U., Kravtsova O.A., Khukhlaev O.E., Shaygerova L.A. Psihodiagnostika tolerantnosti [Psychodiagnostics of Tolerance]. Materialy Kruglogo stola Rossiyskogo Krasnogo Kresta «Tolerantnost' kak sposob vzaimnoy adaptatsii vynuzhdennykh migrantov i mestnogo naseleniya» [The Materials of the Russian Red Cross Round Table “Tolerance as a Way of Mutual Adaptation of Forced Migrants and Local People”]. Moscow: Smysl Publ., 2002, pp. 59-65.
Thomas K., Nilsson E., Festin K., Henriksson P., Lowen M., Löf M., Kristenson M. Associations of Psychosocial Factors with Multiple Health Behaviors: A Population-Based Study of Middle-Aged Men and Women. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, no. 17(4), pp. 1239. https://doi.org/10.3390/ijerph17041239
United Nations strategy and plan of action on hate speech, 2019. URL: https://www.un.org/en/genocideprevention/documents/UN%20Strategy%20and%20Plan%20of%20Action%20on%20Hate%20Speech%2018%20June%20SYNOPSIS.pdf (accessed January 16, 2024).
Upton J. Psychosocial Factors. Encyclopedia of Behavioral Medicine, New York: Springer, 2013, pp. 1580-1581. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1005-9_422
Volkova I.P. Social'no-psihologicheskie i lichnostnye faktory tolerantnosti k invalidam po zreniju v sovremennom obshhestve [Socio-psychological and personal factors of tolerance towards visually impaired people in modern society]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Herzen University Journal of Humanities & Sciences Bulletin], 2009, no. 83, pp. 133-146.
Yatsevich L.P. Formirovanie kommunikativnoj tolerantnosti u budushhih specialistov po social'noj rabote v processe izuchenija inostrannogo jazyka [Formation of Communicative Tolerance Among Future Social Work Specialists in The Process of Learning a Foreign Language]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2009, no. 7, pp. 72-74.
Zvonnikov V.I., Chelyshkova M.B. Sovremennye sredstva otsenivaniya rezul'tatov obucheniya [Modern Means for Assessing Learning Outcomes], Moscow: Akademiya Publ., 2007, 224 p.
Список литературы
Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 24 с.
Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. № 1. С. 13-21.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других М.: Филин, 2006. 472 с.
The Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF) / Cattell H.E.P., Mead A.D. // The SAGE handbook of personality theory and assessment: Personality measurement and testing [In Boyle G.J., Matthews G., Saklofske D.H. (Eds.)]. California: Sage Publications, Inc., 2008, vol. 2, pp. 135-159. https://doi.org/10.4135/9781849200479.n7
Declaration of principles of tolerance, 1995. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (accessed January 16, 2024).
Дикая Л.Г., Махнач А.В., Лактионова А.И. Индивидуальные и социально-психологические факторы жизнеспособности профессионала // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. Т. 15. № 4. С. 137-146. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2018-15-4-137-146
Дружинина А.Е. Социально-психологические условия формирования толерантности в межличностных отношениях субъектов образовательной среды: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 217 с.
Hate speech is rising around the world, 2019. URL: https://www.un.org/ru/hate-speech (accessed January 16, 2024).
Leary T. Interpersonal Diagnosis of Personality: A Functional Theory and Methodology for Personality Evaluation. California: Resource Publications, 2004, 538 p.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2012. 392 с.
Психодиагностика толерантности личности / Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. М.: Смысл, 2008. 172 с.
Психодиагностика толерантности / Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А. // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень / Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» Материалы Круглого стола Российского Красного Креста (РКК) по теме «Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения». М.: Смысл, 2002. С. 59-65.
Associations of Psychosocial Factors with Multiple Health Behaviors: A Population-Based Study of Middle-Aged Men and Women / Thomas K., Nilsson E., Festin K., Henriksson P., Lowen M., Löf M., Kristenson M. // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, no. 17(4), pр. 1239. https://doi.org/10.3390/ijerph17041239
United Nations strategy and plan of action on hate speech, 2019. URL: https://www.un.org/en/genocideprevention/documents/UN%20Strategy%20and%20Plan%20of%20Action%20on%20Hate%20Speech%2018%20June%20SYNOPSIS.pdf (accessed January 16, 2024).
Upton J. Psychosocial Factors // Encyclopedia of Behavioral Medicine [In Gellman M.D., Turner J.R. (eds)]. New York: Springer, 2013, pp. 1580-1581. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1005-9_422
Волкова И.П. Социально-психологические и воздействие личностные внутренней факторы внешней толерантности к системы инвалидам услуг по воздействие зрению в конечному современном разделение обществе элементы // целом Известия закупочной Российского целом государственного удобством педагогического являясь университета им. А.И. Герцена. 2009. № 83. С. 133-146.
Яцевич Л.П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов по социальной работе в процессе изучения иностранного языка // Высшее образование сегодня. 2009. № 7. С. 72-74.
Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 224 с.
Просмотров аннотации: 181 Загрузок PDF: 95
Copyright (c) 2024 Aleksadra S. Sivtseva, Elena A. Braslavskaya, Aishe N. Ilyasova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.