СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Ключевые слова: академический состав, коммуникативная толерантность, общая толерантность, ологические факторы коммуникативной толерантности, социально-психологические факторы

Аннотация

На основе анализа влияния социально-психологических факторов в статье рассматривается вопрос о формировании коммуникативной толерантности преподавателей вузов на протяжении своего профессионального развития.

Целью статьи является выявление конкретных социально-психологических факторов, формирующих коммуникативную толерантность преподавателей вузов.

Материалы и методы исследования. Используя теоретические подходы, исследование включало углубленный анализ фундаментальных психологических и философских концепций. Кроме того, в исследовании использовались различные математические статистические методы, такие как корреляционный, факторный и кластерный анализ, которые позволили нам изучить сложное взаимодействие факторов, влияющих на коммуникативную толерантность. В ходе исследования были использованы различные диагностические инструменты, включая экспресс-опросник «Индекс толерантности» (разработанный Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой), опросник коммуникативной толерантности (по В.В. Бойко), методику оценки эмпатических способностей (по В.В. Бойко), 16-факторный личностный опросник (по Р.Б. Кеттелу) и методику диагностики межличностных отношений (по Т. Лири).

Результаты исследования демонстрируют теоретический анализ развития коммуникативной толерантности, ее значение и роль в профессиональной сфере преподавателя. Недостаточное развитие критического мышления у преподавателей вузов подтверждено анализом эмпирических данных, подчеркивающим влияние различных внутренних и внешних социально-психологических факторов на их коммуникативную толерантность. Значительную роль в формировании уровня коммуникативной толерантности преподавателей вуза влияют следующие факторы эмпатия, эмоциональная зрелость, эмоционально-волевые качества, коммуникативные качества, позитивный коммуникативный настрой, социальная зрелость, профессиональная зрелость. Кроме того, в исследовании была выявлена сильная статистическая корреляция, что подчеркивает необходимость дальнейших исследований в этой области. Исследование выявило сильную статистическую связь (ρ<0,01) между позитивным коммуникативным отношением и коммуникативной толерантностью, несмотря на отсутствие статистически значимой корреляции между эмпатическими способностями и коммуникативной толерантностью. Результаты исследования показали, что преподаватели, проявляющие умеренный уровень эмпатии, также демонстрировали наибольшую коммуникативную толерантность. Кроме того, выявлены значимые связи между коммуникативной толерантностью и различными характеристиками, такими как эмоционально-волевые черты типа «эмоциональная устойчивость» (ρ<0).

Область применения результатов. Полученные результаты исследования могут быть использованы в схемах дополнительного профессионального обучения, при трудоустройстве и профессиональной подготовке работников сферы образования с целью повышения профессиональной компетентности педагогических кадров.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Aleksadra S. Sivtseva, Севастопольский государственный университет

доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук

Elena A. Braslavskaya, Севастопольский государственный университет

старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук

Aishe N. Ilyasova, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

доцент, заведующая кафедрой «Экономики и управления», кандидат педагогических наук, Институт педагогического образования и менеджмента (филиал)

Литература

References

Abakirova T.P. Sotsial'no-psikhologicheskie faktory formirovaniya kommunikativnykh svoystv lichnosti [Social and Psychological Factors of Individual Communitive Skills Formation]. Abstract of PhD dissertation. Novosibirsk, 2009, 24 p.

Boyko V.V. Energiya emotsiy v obshchenii: vzglyad na sebya i drugikh [Emotion Energy in Communication: a Look at Yourself and Others.], Moscow: Filin Publ., 2006, 472 p.

Boyko V.V. Kommunikativnaja tolerantnost' v mezhlichnostnyh otnoshenijah [Communicative tolerance in interpersonal relationships]. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii [Review of Psychiatry and Medical Psychology], 1994, no. 1, pp. 13-21.

Cattell H.E.P., Mead A.D. The Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF). The SAGE handbook of personality theory and assessment: Personality measurement and testing, California: Sage Publications, Inc., 2008, vol. 2, pp. 135-159. https://doi.org/10.4135/9781849200479.n7

Declaration of principles of tolerance, 1995. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (accessed January 16, 2024).

Dikaya L.G., Makhnach A.V., Laktionova A.I. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke [The Humanities and Social Studies in the Far East], 2018, vol. 15, no. 4, pp. 137-146. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2018-15-4-137-146

Druzhinina A.E. Sotsial'no-psikhologicheskie usloviya formirovaniya tolerantnosti v mezhlichnostnykh otnosheniyakh sub’ektov obrazovatel'noy sredy [Social and Psychological Conditions to Develop Tolerance in Interpersonal Relations of Educational Process Participants]. PhD dissertation. Moscow, 2012, 217 p.

Hate speech is rising around the world, 2019. URL: https://www.un.org/ru/hate-speech (accessed January 16, 2024).

Leary T. Interpersonal Diagnosis of Personality: A Functional Theory and Methodology for Personality Evaluation. California: Resource Publications, 2004, 538 p.

Nasledov A.D. Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya: analiz i interpretatsiya dannykh [Mathematical Methods of Psychological Research: Data Analysis and Interpretation]. St. Petersburg: Rech' Publ., 2012, 392 p.

Soldatova G.U., Shaygerova L.A., Prokof'eva T.Yu., Kravtsova O.A. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Tolerance Psycodiagnostics of an Individual], Moscow: Smysl Publ., 2008, 172 p.

Soldatova G.U., Kravtsova O.A., Khukhlaev O.E., Shaygerova L.A. Psihodiagnostika tolerantnosti [Psychodiagnostics of Tolerance]. Materialy Kruglogo stola Rossiyskogo Krasnogo Kresta «Tolerantnost' kak sposob vzaimnoy adaptatsii vynuzhdennykh migrantov i mestnogo naseleniya» [The Materials of the Russian Red Cross Round Table “Tolerance as a Way of Mutual Adaptation of Forced Migrants and Local People”]. Moscow: Smysl Publ., 2002, pp. 59-65.

Thomas K., Nilsson E., Festin K., Henriksson P., Lowen M., Löf M., Kristenson M. Associations of Psychosocial Factors with Multiple Health Behaviors: A Population-Based Study of Middle-Aged Men and Women. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, no. 17(4), pp. 1239. https://doi.org/10.3390/ijerph17041239

United Nations strategy and plan of action on hate speech, 2019. URL: https://www.un.org/en/genocideprevention/documents/UN%20Strategy%20and%20Plan%20of%20Action%20on%20Hate%20Speech%2018%20June%20SYNOPSIS.pdf (accessed January 16, 2024).

Upton J. Psychosocial Factors. Encyclopedia of Behavioral Medicine, New York: Springer, 2013, pp. 1580-1581. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1005-9_422

Volkova I.P. Social'no-psihologicheskie i lichnostnye faktory tolerantnosti k invalidam po zreniju v sovremennom obshhestve [Socio-psychological and personal factors of tolerance towards visually impaired people in modern society]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Herzen University Journal of Humanities & Sciences Bulletin], 2009, no. 83, pp. 133-146.

Yatsevich L.P. Formirovanie kommunikativnoj tolerantnosti u budushhih specialistov po social'noj rabote v processe izuchenija inostrannogo jazyka [Formation of Communicative Tolerance Among Future Social Work Specialists in The Process of Learning a Foreign Language]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2009, no. 7, pp. 72-74.

Zvonnikov V.I., Chelyshkova M.B. Sovremennye sredstva otsenivaniya rezul'tatov obucheniya [Modern Means for Assessing Learning Outcomes], Moscow: Akademiya Publ., 2007, 224 p.

Список литературы

Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 24 с.

Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. № 1. С. 13-21.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других М.: Филин, 2006. 472 с.

The Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF) / Cattell H.E.P., Mead A.D. // The SAGE handbook of personality theory and assessment: Personality measurement and testing [In Boyle G.J., Matthews G., Saklofske D.H. (Eds.)]. California: Sage Publications, Inc., 2008, vol. 2, pp. 135-159. https://doi.org/10.4135/9781849200479.n7

Declaration of principles of tolerance, 1995. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (accessed January 16, 2024).

Дикая Л.Г., Махнач А.В., Лактионова А.И. Индивидуальные и социально-психологические факторы жизнеспособности профессионала // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. Т. 15. № 4. С. 137-146. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2018-15-4-137-146

Дружинина А.Е. Социально-психологические условия формирования толерантности в межличностных отношениях субъектов образовательной среды: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 217 с.

Hate speech is rising around the world, 2019. URL: https://www.un.org/ru/hate-speech (accessed January 16, 2024).

Leary T. Interpersonal Diagnosis of Personality: A Functional Theory and Methodology for Personality Evaluation. California: Resource Publications, 2004, 538 p.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2012. 392 с.

Психодиагностика толерантности личности / Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. М.: Смысл, 2008. 172 с.

Психодиагностика толерантности / Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А. // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень / Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» Материалы Круглого стола Российского Красного Креста (РКК) по теме «Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения». М.: Смысл, 2002. С. 59-65.

Associations of Psychosocial Factors with Multiple Health Behaviors: A Population-Based Study of Middle-Aged Men and Women / Thomas K., Nilsson E., Festin K., Henriksson P., Lowen M., Löf M., Kristenson M. // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, no. 17(4), pр. 1239. https://doi.org/10.3390/ijerph17041239

United Nations strategy and plan of action on hate speech, 2019. URL: https://www.un.org/en/genocideprevention/documents/UN%20Strategy%20and%20Plan%20of%20Action%20on%20Hate%20Speech%2018%20June%20SYNOPSIS.pdf (accessed January 16, 2024).

Upton J. Psychosocial Factors // Encyclopedia of Behavioral Medicine [In Gellman M.D., Turner J.R. (eds)]. New York: Springer, 2013, pp. 1580-1581. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1005-9_422

Волкова И.П. Социально-психологические и воздействие личностные внутренней факторы внешней толерантности к системы инвалидам услуг по воздействие зрению в конечному современном разделение обществе элементы // целом Известия закупочной Российского целом государственного удобством педагогического являясь университета им. А.И. Герцена. 2009. № 83. С. 133-146.

Яцевич Л.П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов по социальной работе в процессе изучения иностранного языка // Высшее образование сегодня. 2009. № 7. С. 72-74.

Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 224 с.


Просмотров аннотации: 195
Загрузок PDF: 100
Опубликован
2024-04-30
Как цитировать
Sivtseva, A., Braslavskaya, E., & Ilyasova, A. (2024). СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА. Russian Journal of Education and Psychology, 15(2), 22-41. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-448
Раздел
Педагогические исследования