ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДИКТОРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация
Цель. Актуальность исследования объясняется прикладным значением выделения и характеристики показателей социальной адаптации детей в инклюзивном образовании как инструмента психолого-педагогического мониторинга эмоционального благополучия ребенка. Цель – изучить особенности самооценки и уровня тревожности подростков с особыми образовательными потребностями, учащихся специальной (для детей с ограниченными возможностями здоровья) и общеобразовательной школ.
Методики исследования: методика самооценки Дембо-Рубинштейн, тест уровня школьной тревожности Филипса; статистическая проверка осуществлялась с применением критериев: χ2 – критерий Пирсона, Т-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции рангов Спирмена.
Результаты: В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей самооценки и уровня тревожности подростков с особыми образовательными потребностями (учащихся специальной школы и школы общего назначения), как составляющих их эмоционального благополучия. Эмпирически установлено, что дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в общеобразовательных школах, чаще характеризуются высоким уровнем самооценки и уровнем притязаний в сочетании с высоким уровнем тревожности.
Заключение. Выявленный в ходе исследования высокий уровень тревожности детей с ОВЗ общеобразовательной школы свидетельствует о низком уровне эмоционального благополучия ребенка в образовательной среде и требует дополнительного психологического сопровождения данной категории детей, а также особого индивидуального педагогического подхода.
Скачивания
Литература
Список литературы
Абрамова И.В. Научно-методическое обеспечение педагога-дефектолога в условиях инклюзивной практики // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Материалы Международной научно-практической конференции. Саранск: МГПИ, 2017. С. 272-276.
Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Теоретическое конструирование социальной инклюзии лиц с инвалидностью // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 11(67). С. 278-296.
Глущенко А.Ф. Особенности организации индивидуализированного обучения слабовидящего ребёнка в условиях инклюзивного образования // Пермский педагогический журнал. 2015. №7. С. 65-69
Казакова Л.А. Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 11. С. 256-266.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192с.
Лубовский В.И. Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Специальное образование. – 2016. – № 4 – С. 77-87
Лубовский В.И. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. №4(8). С. 5-11.
Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология – 1997. – №4. – С. 3-17.
Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. №36(1). С. 1-16.
Мануйлова В.В. Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2017. № 2 (38). С 23-30
Никитина Е.Л. Проблемы развития инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 29. С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/65278.htm.
Селиванова Ю.В. Тенденции развития специального образования : социокультурный подход // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития . 2015. Т. 4. Вып. 4(16). С. 295- 299.
Феталиева Л. П. Достоинства и недостатки инклюзивного образования и интеграции // Вестник Университета. 2015. № 8 С. 312-315.
Шенгальц Е.В. Инклюзивное образование глазами учителей и школьников общеобразовательных школ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 4 (48). С. 160-168
Children: research and statistics. URL: https://www.mencap.org.uk/learning-disability-explained/research-and-statistics/children-research-and-statistics (дата обращения 27.11.2021).
Creating an Inclusive Society: Practical Strategies to Promote Social Integration. URL: https://www.un.org/esa/socdev/egms/docs/2009/Ghana/inclusive-society.pdf (дата обращения: 18.08.2021).
Hall J.P. Narrowing the breach: Can Disability culture and full educational inclusion be reconciled? // Journal of Disability Policy Studies. Winter 2002. Vol. 13. No. 3. P. 144-152.
Todorovic J., Stojiljkovic, S., Ristanic, S., Djigic, G. Attitudes towards inclusive education and dimensions of teacher’s personality // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. P. 426-432.
References
Abramova I.V. Nauchno-metodicheskoe obespechenie pedagoga-defektologa v usloviyakh inklyuzivnoy praktiki [Scientific and methodical provision of the activity of the teacher-defector in the conditions of inclusive practice] // Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Integratsiya nauki i obrazovaniya v XXI veke: psikhologiya, pedagogika, defektologiya”. Saransk: MSPI, 2017. pp. 272-276.
Afon’kina Yu.A., Zhigunova G.V. Teoreticheskoe konstruirovanie sotsial’noy inklyuzii lits s invalidnost’yu [The theoretical construction of the social inclusion for persons with disabilities] // Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) [Russian journal of education and psychology]. 2016. no. 11(67). pp. 278-296.
Glushchenko A.F. Osobennosti organizatsii individualizirovannogo obucheniya slabovidyashchego rebenka v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Individual education features of vision-impaired in inclusive education] // Permskiy pedagogicheskiy zhurnal [Perm pedagogical journal]. 2015. no. 7. pp. 65-69
Kazakova L.A. Osobennosti sotsializatsii detey i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya [Features of the socialization of children and adolescents with disabilities] // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal]. 2010. no. 11. pp. 256-266.
Korobeynikov I.A. Narusheniya razvitiya i sotsial’naya adaptatsiya [Developmental disorders and social adaptation]. – M.: PER SE, 2002. 192 p.
Lubovskiy V.I. Inklyuziya – tupikovyy put’ dlya obucheniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami [Inclusion – a developmental dead end for the education of disabled children] // Spetsial’noe obrazovanie [Special education]. 2016. no. 4. pp. 77-87
Lubovskiy V.I. K voprosu ob integrirovannom obuchenii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v usloviyakh obshcheobrazovatel’noy shkoly [To a question of training of children with limited opportunities of health in the conditions of their integration into educational institutions] // Korrektsionno-pedagogicheskoe obrazovanie [Pedagogic correchion educahion journal]. 2016. no. 4(8).pp. 5-11.
Malofeev N.N. Sovremennyy etap v razvitii sistemy spetsial’nogo obrazovaniya v Rossii: rezul’taty issledovaniya kak osnova dlya postroeniya programmy razvitiya [Modern stage in development of special education in Russia: research results as a basis for a development program] // Defektologiya [Defectology] – 1997. – no. 4. – pp. 3-17.
Malofeev N.N. Kontseptsiya razvitiya obrazovaniya detey s OVZ: osnovnye polozheniya [Conception of development of educational system for children with special needs: main theses] // Al’manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki [Almanac of the institute of special education]. 2019. no. 36(1). pp. 1-16.
Manuylova V.V. Aktual’nye voprosy organizatsii inklyuzivnogo srednego professional’nogo obrazovaniya [Actual issues of organization of inclusive secondary professional education] // Gumanitarnye nauki (g. Yalta) [Humanities (Yalta)]. 2017. no. 2 (38). pp. 23-30
Nikitina E.L. Problemy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya [Problems of the development of inclusive education] // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific and methodological electronic journal “Concept”]. 2014. T. 29. pp. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2014/65278.htm.
Selivanova Yu.V. Tendentsii razvitiya spetsial’nogo obrazovaniya : sotsiokul’turnyy podkhod [Tendencies in development of special education: social and cultural approach] // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izvestiya of saratov university. new series. series: educational acmeology. developmental psychology]. 2015. T. 4. Vyp. 4(16). pp. 295- 299.
Fetalieva L. P. Dostoinstva i nedostatki inklyuzivnogo obrazovaniya i integratsii [Advantages and disadvantages of inclusive education and integration] // Vestnik Universiteta [Vestnik universiteta]. 2015. no. 8. pp. 312-315.
Shengal’ts E.V. Inklyuzivnoe obrazovanie glazami uchiteley i shkol’nikov obshcheobrazovatel’nykh shkol [Inclusive education through the eyes of teachers and pupils of secondary schools] // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki [Vestnik of lobachevsky state university of nizhni novgorod. series: social sciences]. 2017. no. 4 (48). pp. 160-168
Children: research and statistics. URL: https://www.mencap.org.uk/learning-disability-explained/research-and-statistics/children-research-and-statistics (дата обращения 27.11.2021).
Creating an Inclusive Society: Practical Strategies to Promote Social Integration. URL: https://www.un.org/esa/socdev/egms/docs/2009/Ghana/inclusive-society.pdf (дата обращения: 18.08.2021).
Hall J.P. Narrowing the breach: Can Disability culture and full educational inclusion be reconciled? // Journal of Disability Policy Studies. Winter 2002. Vol. 13. no. 3. pp. 144-152.
Todorovic J., Stojiljkovic, S., Ristanic, S., Djigic, G. Attitudes towards inclusive education and dimensions of teacher’s personality // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. P. 426-432.
Просмотров аннотации: 84 Загрузок PDF: 56
Copyright (c) 2023 Svetlana F. Shaymukhametova, Nina G. Tereshchenko, Marina V. Shulaeva

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.