ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДИКТОРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Ключевые слова: самооценка, уровень тревожности, дети с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональное благополучие

Аннотация

Цель. Актуальность исследования объясняется прикладным значением выделения и характеристики показателей социальной адаптации детей в инклюзивном образовании как инструмента психолого-педагогического мониторинга эмоционального благополучия ребенка. Цель – изучить особенности самооценки и уровня тревожности подростков с особыми образовательными потребностями, учащихся специальной (для детей с ограниченными возможностями здоровья) и общеобразовательной школ.

Методики исследования: методика самооценки Дембо-Рубинштейн, тест уровня школьной тревожности Филипса; статистическая проверка осуществлялась с применением критериев: χ2 – критерий Пирсона, Т-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции рангов Спирмена.

Результаты: В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей самооценки и уровня тревожности подростков с особыми образовательными потребностями (учащихся специальной школы и школы общего назначения), как составляющих их эмоционального благополучия. Эмпирически установлено, что дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в общеобразовательных школах, чаще характеризуются высоким уровнем самооценки и уровнем притязаний в сочетании с высоким уровнем тревожности.

Заключение. Выявленный в ходе исследования высокий уровень тревожности детей с ОВЗ общеобразовательной школы свидетельствует о низком уровне эмоционального благополучия ребенка в образовательной среде и требует дополнительного психологического сопровождения данной категории детей, а также особого индивидуального педагогического подхода.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Svetlana F. Shaymukhametova, Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства

Nina G. Tereshchenko, Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства

Marina V. Shulaeva, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства

Литература

Список литературы

Абрамова И.В. Научно-методическое обеспечение педагога-дефектолога в условиях инклюзивной практики // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Материалы Международной научно-практической конференции. Саранск: МГПИ, 2017. С. 272-276.

Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Теоретическое конструирование социальной инклюзии лиц с инвалидностью // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 11(67). С. 278-296.

Глущенко А.Ф. Особенности организации индивидуализированного обучения слабовидящего ребёнка в условиях инклюзивного образования // Пермский педагогический журнал. 2015. №7. С. 65-69

Казакова Л.А. Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 11. С. 256-266.

Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192с.

Лубовский В.И. Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Специальное образование. – 2016. – № 4 – С. 77-87

Лубовский В.И. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. №4(8). С. 5-11.

Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология – 1997. – №4. – С. 3-17.

Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. №36(1). С. 1-16.

Мануйлова В.В. Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2017. № 2 (38). С 23-30

Никитина Е.Л. Проблемы развития инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 29. С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/65278.htm.

Селиванова Ю.В. Тенденции развития специального образования : социокультурный подход // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития . 2015. Т. 4. Вып. 4(16). С. 295- 299.

Феталиева Л. П. Достоинства и недостатки инклюзивного образования и интеграции // Вестник Университета. 2015. № 8 С. 312-315.

Шенгальц Е.В. Инклюзивное образование глазами учителей и школьников общеобразовательных школ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 4 (48). С. 160-168

Children: research and statistics. URL: https://www.mencap.org.uk/learning-disability-explained/research-and-statistics/children-research-and-statistics (дата обращения 27.11.2021).

Creating an Inclusive Society: Practical Strategies to Promote Social Integration. URL: https://www.un.org/esa/socdev/egms/docs/2009/Ghana/inclusive-society.pdf (дата обращения: 18.08.2021).

Hall J.P. Narrowing the breach: Can Disability culture and full educational inclusion be reconciled? // Journal of Disability Policy Studies. Winter 2002. Vol. 13. No. 3. P. 144-152.

Todorovic J., Stojiljkovic, S., Ristanic, S., Djigic, G. Attitudes towards inclusive education and dimensions of teacher’s personality // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. P. 426-432.

References

Abramova I.V. Nauchno-metodicheskoe obespechenie pedagoga-defektologa v usloviyakh inklyuzivnoy praktiki [Scientific and methodical provision of the activity of the teacher-defector in the conditions of inclusive practice] // Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Integratsiya nauki i obrazovaniya v XXI veke: psikhologiya, pedagogika, defektologiya”. Saransk: MSPI, 2017. pp. 272-276.

Afon’kina Yu.A., Zhigunova G.V. Teoreticheskoe konstruirovanie sotsial’noy inklyuzii lits s invalidnost’yu [The theoretical construction of the social inclusion for persons with disabilities] // Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) [Russian journal of education and psychology]. 2016. no. 11(67). pp. 278-296.

Glushchenko A.F. Osobennosti organizatsii individualizirovannogo obucheniya slabovidyashchego rebenka v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Individual education features of vision-impaired in inclusive education] // Permskiy pedagogicheskiy zhurnal [Perm pedagogical journal]. 2015. no. 7. pp. 65-69

Kazakova L.A. Osobennosti sotsializatsii detey i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya [Features of the socialization of children and adolescents with disabilities] // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal]. 2010. no. 11. pp. 256-266.

Korobeynikov I.A. Narusheniya razvitiya i sotsial’naya adaptatsiya [Developmental disorders and social adaptation]. – M.: PER SE, 2002. 192 p.

Lubovskiy V.I. Inklyuziya – tupikovyy put’ dlya obucheniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami [Inclusion – a developmental dead end for the education of disabled children] // Spetsial’noe obrazovanie [Special education]. 2016. no. 4. pp. 77-87

Lubovskiy V.I. K voprosu ob integrirovannom obuchenii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v usloviyakh obshcheobrazovatel’noy shkoly [To a question of training of children with limited opportunities of health in the conditions of their integration into educational institutions] // Korrektsionno-pedagogicheskoe obrazovanie [Pedagogic correchion educahion journal]. 2016. no. 4(8).pp. 5-11.

Malofeev N.N. Sovremennyy etap v razvitii sistemy spetsial’nogo obrazovaniya v Rossii: rezul’taty issledovaniya kak osnova dlya postroeniya programmy razvitiya [Modern stage in development of special education in Russia: research results as a basis for a development program] // Defektologiya [Defectology] – 1997. – no. 4. – pp. 3-17.

Malofeev N.N. Kontseptsiya razvitiya obrazovaniya detey s OVZ: osnovnye polozheniya [Conception of development of educational system for children with special needs: main theses] // Al’manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki [Almanac of the institute of special education]. 2019. no. 36(1). pp. 1-16.

Manuylova V.V. Aktual’nye voprosy organizatsii inklyuzivnogo srednego professional’nogo obrazovaniya [Actual issues of organization of inclusive secondary professional education] // Gumanitarnye nauki (g. Yalta) [Humanities (Yalta)]. 2017. no. 2 (38). pp. 23-30

Nikitina E.L. Problemy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya [Problems of the development of inclusive education] // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific and methodological electronic journal “Concept”]. 2014. T. 29. pp. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2014/65278.htm.

Selivanova Yu.V. Tendentsii razvitiya spetsial’nogo obrazovaniya : sotsiokul’turnyy podkhod [Tendencies in development of special education: social and cultural approach] // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izvestiya of saratov university. new series. series: educational acmeology. developmental psychology]. 2015. T. 4. Vyp. 4(16). pp. 295- 299.

Fetalieva L. P. Dostoinstva i nedostatki inklyuzivnogo obrazovaniya i integratsii [Advantages and disadvantages of inclusive education and integration] // Vestnik Universiteta [Vestnik universiteta]. 2015. no. 8. pp. 312-315.

Shengal’ts E.V. Inklyuzivnoe obrazovanie glazami uchiteley i shkol’nikov obshcheobrazovatel’nykh shkol [Inclusive education through the eyes of teachers and pupils of secondary schools] // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki [Vestnik of lobachevsky state university of nizhni novgorod. series: social sciences]. 2017. no. 4 (48). pp. 160-168

Children: research and statistics. URL: https://www.mencap.org.uk/learning-disability-explained/research-and-statistics/children-research-and-statistics (дата обращения 27.11.2021).

Creating an Inclusive Society: Practical Strategies to Promote Social Integration. URL: https://www.un.org/esa/socdev/egms/docs/2009/Ghana/inclusive-society.pdf (дата обращения: 18.08.2021).

Hall J.P. Narrowing the breach: Can Disability culture and full educational inclusion be reconciled? // Journal of Disability Policy Studies. Winter 2002. Vol. 13. no. 3. pp. 144-152.

Todorovic J., Stojiljkovic, S., Ristanic, S., Djigic, G. Attitudes towards inclusive education and dimensions of teacher’s personality // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. P. 426-432.


Просмотров аннотации: 109
Загрузок PDF: 85
Опубликован
2023-02-28
Как цитировать
Shaymukhametova, S., Tereshchenko, N., & Shulaeva, M. (2023). ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДИКТОРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(1), 130-144. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-1-130-144
Раздел
Психологические исследования