http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/feedRussian Journal of Education and Psychology2025-09-09T19:03:10+07:00Максимов Ян Алексеевич / Yan A. Maksimoveditor@rjep.ruOpen Journal SystemsRussian Journal of Education and Psychologyhttp://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/694Интеграция электронных библиотечных систем в цифровую образовательную среду вуза: подходы к мониторингу и оценке эффективности2025-09-05T02:04:36+07:00Svetlana O. Potapovasveta_p@kgau.ruNikolai D. Ambrosenkonikolai.ambrosenko@yandex.ruOlga A. Lysakirlibkgau@mail.ru<p><strong>Обоснование.</strong> В статье рассматривается динамика и эффективность внедрения электронных библиотечных систем (ЭБС) в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) российских вузов. Подчеркивается значимость ЭБС в современном образовательном процессе, их роль в обеспечении доступа к актуальным учебным и научным материалам, а также преимущества, такие как удаленный доступ, равный доступ для всех студентов, удобный поиск информации и т.д. Анализируются методы сбора и интерпретации данных об использовании ЭБС, выявляются трудности внедрения, связанные с отсутствием комплексного взаимодействия между заинтересованными сторонами. Рассматриваются перспективы интеграции ЭБС в системы управления обучением (LMS), такие как Moodle, что может улучшить доступность и эффективность использования библиотечных ресурсов. Статья акцентирует внимание на необходимости совместной работы учебных заведений, разработчиков программного обеспечения для ЭБС и регулирующих органов для максимального раскрытия потенциала ЭБС в образовательном процессе.</p> <p><strong>Цель исследования </strong>– рассмотреть особенности интеграции электронных библиотечных систем в образовательную среду вузов и определить актуальные подходы к мониторингу и аналитической оценке их функционирования.</p> <p><strong>Материалы и методы </strong>исследования включают анализ нормативных документов, изучение статистических данных об использовании электронных библиотечных систем, анализ функциональности специализированных плагинов и инструментов, а также статистических данных, полученных из административных отчетов LMS Moodle.</p> <p><strong>Результаты. </strong>Несмотря на широкое признание роли электронных библиотечных систем в обеспечении доступа к современным образовательным и научным ресурсам, исследование позволило выявить ряд проблем, препятствующих их эффективной интеграции в образовательную среду российских вузов. Основными из них являются: отсутствие единой методологии сбора и интерпретации статистических данных; разнообразие терминологий и подходов к расчёту показателей в различных ЭБС; ограниченная возможность сравнительного анализа и интеграции данных между платформами; недостаточная координация между участниками образовательного процесса (библиотекари, преподаватели, ИТ-специалисты, разработчики ЭБС).</p> <p>Анализ существующих подходов к интеграции ЭБС в системы управления обучением, такие как Moodle, продемонстрировал их потенциал в повышении доступности и аналитической ценности электронных библиотечных ресурсов. Однако внедрение таких решений сталкивается с техническими и организационными сложностями, включая необходимость разработки специализированных плагинов и API (Application Programming Interface), а также согласования стандартов представления данных.</p> <p>Установлено, что современные ЭБС обладают широкими возможностями для сбора данных о поведении пользователей: количестве обращений, времени чтения, частоте переходов, популярности тематик и т.п. Однако большинство вузов испытывает трудности при интерпретации этих данных из-за отсутствия унифицированных метрик и рекомендаций по их использованию в управлении образовательным процессом.</p> <p>Анализ полученных данных позволяет глубже понять специфику использования электронных библиотечных систем в образовательной практике и сформулировать системные рекомендации по дальнейшему развитию их интеграции в цифровую образовательную среду. Практическая значимость исследования заключается в представлении направлений для повышения эффективности применения ЭБС в вузах, создавая основу для последующего проектирования целостных подходов к мониторингу, анализу и интеграции данных систем в образовательный процесс.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/ZYOMGV">ZYOMGV</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/760Parental involvement as a determinant of the implementation of the competency-based curriculum in public primary schools in Igembe Central Sub-County, Meru County, Kenya2025-09-05T03:01:56+07:00Miriti Joseph Mwereriamwereriam@gmail.comRuth ThinguriRthinguri@mku.ac.keJane Muigaiwanijanedr@gmail.com<p><strong>Background.</strong> Implementation of competency-based curriculum (CBC) in schools relies on involvement of parents. However, CBC implementation has had problems with inadequate coverage of syllabi and ineffective classroom pedagogy leading to dismal learning outcomes for learners.</p> <p><strong>Purpose.</strong> This investigation assessed how involvement of parents determines implementation of CBC in public primary schools in Igembe Central Sub-county, Meru County, Kenya.</p> <p><strong>Methodology.</strong> Mixed methodology approach and concurrent triangulation research design were employed. Target population was 23,015 respondents, including 76 headteachers, 1187 teachers, 21,370 pupils, 380 parents' representatives, and 2 Sub-county Directors of Education, from which a sample of 394 respondents was calculated based on Yamane's Formula. This realized a sample of 26 headteachers, 78 parents' representatives, 156 teachers, 2 SCDEs and 132 pupils. Qualitative data were analyzed thematically and presented in narrative forms. Quantitative data were analyzed using descriptive and inferential statistics using SPSS Version 25 and presented using tables.</p> <p><strong>Results.</strong> The study established the implementation of CBC poses a significant challenge in public schools in Igembe Central Sub-county. The study found that not all parents take part in their children’s academic activities. They rarely undertake learning material development, provision of instructional materials, volunteering activities nor do they fully monitor the behaviour of their children.</p> <p><strong>Conclusion.</strong> Parents should plan their time well and attend school functions where they can learn their role in their children’s education and why it is necessary for them to take part in the academic activities of their children.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/YIVTYU">YIVTYU</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/850Этнокультурный подход к профессиональной подготовке будущих учителей английского языка в Индии2025-09-05T03:20:23+07:00Lina E. Belovetskaialinabelovetskaia@yandex.ru<p><strong>Обоснование.</strong> Актуальность исследования обусловлена значимостью этнокультурного подхода в профессиональной подготовке педагогов английского языка в условиях индийской этнокультурной реальности. Исследование продиктовано необходимостью реализации принципов Национальной образовательной политики (NEP 2020), предусматривающей интеграцию этнокультурного компонента в условиях глобализации образовательного пространства.</p> <p><strong>Цель.</strong> Целью работы является системный анализ реализации этнокультурного подхода в системе профессиональной подготовки учителей английского языка в индийских вузах с учетом методологических оснований, практических моделей и институциональных ограничений, с особым акцентом на исследовании взаимосвязи языковой политики и содержания педагогического образования.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>В исследовании применен комплексный методологический аппарат, включающий системный анализ образовательных процессов, сравнительно-сопоставительный метод изучения педагогических практик, концептуальный синтез нормативно-правовых документов (NEP 2020) и анализ эмпирических данных ведущих индийских университетов</p> <p><strong>Результаты. </strong>В результате установлены ключевые тенденции: интеграция региональных лингвокультурных компонентов в образовательные программы, синтез традиционных педагогических парадигм (принцип гуру-шишья-парампара) с современными методиками ELT, а также выявлены системные ограничения (кадровый дефицит, устойчивость колониальных образовательных моделей, диспропорция ресурсного обеспечения). Доказана эффективность этнокультурного подхода для формирования мультилингвальной профессиональной компетентности и деколонизации педагогического образования. Определены перспективные направления совершенствования учебных программ.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/WBPUPF">WBPUPF</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/764Комплексный подход к формированию навыков самообразования в цифровом обществе2025-09-05T15:55:28+07:00Nina D. Bermannina.berman@mail.ru<p><strong>Обоснование. </strong>Сегодня общество требует от образования не только предоставления студентам знаний, но и необходимых умений и навыков, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно реализовать себя в обществе. Самообразование является жизненным навыком, который помогает человеку самостоятельно получать знания и умения, осознавать собственные возможности, жить и работать в многокультурном и многоязычном мире.</p> <p><strong>Целью исследования </strong>является изучение теоретико-методологических основ и практических путей эффективного формирования навыков самообразования в условиях цифровой среды. Задачи исследования включают выявление ключевых факторов успешного освоения навыков самообразования в цифровом обществе, рассмотрение комплексного подхода к формированию этих навыков.</p> <p><strong>Материалы и методы исследования</strong>. В статье представлены результаты теоретических и эмпирических исследований для прояснения понятий «самообразование», «саморегулируемое обучение», изучения психолого-педагогического аспекта проблемы самообразования в цифровом обществе и выявления, как учебный процесс в высшей школе может способствовать их развитию.</p> <p><strong>Результаты. </strong>Самообразование необходимо выпускникам вузов для готовности к видам деятельности в сложных ситуациях, где готовые шаблоны и образцы отсутствуют. Чтобы стать самообразованным в цифровом обществе, важно сочетать технологические возможности с осознанным подходом к обучению, к саморегуляции. Самообразование и саморегулируемое обучение тесно взаимосвязаны, но представляют разные стороны одного явления. Комплексный подход к самообразованию представляет собой объединение различных методик и стратегий, направленных на создание гибкой и адаптивной образовательной среды, которая поддерживает индивидуальные потребности и цели обучающихся, адаптирует содержание и методы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями и их предпочтениями.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/XWQNUW">XWQNUW</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/851Реализация активных и интерактивных методов обучения при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов начального общего образования2025-09-05T15:59:00+07:00Anastasia V. Vedyashkina013397@togudv.ru<p><strong>Обоснование.</strong> Современные тенденции во всех сферах общества, а в частности – в духовной – в образовании, ставят перед профессорско-преподавательским составом высших школ задачу использования таких подходов, форм, методов и приемов работы, при которых обучающиеся способны осваивать, реализовывать в учебных ситуациях и профессиональной деятельности компетенции, заложенные Профессиональным стандартом и учебным планом. Будущие педагоги начального образования на этапе получения высшего образования должны прожить собственный опыт обучения в условиях системно-деятельностного подхода, чтобы иметь о нем представление, а в перспективе – профессиональные и общепрофессиональные компетенции для его реализации в собственной профессиональной деятельности. Будущие учителя начальных классов должны уметь выстраивать индивидуальную и совместную работу обучающихся в процессе обучения, воспитания, используя актуальные (современные) методы работы. Автор описывает практику реализации современных методов обучения в рамках профессионального образования таких, как активные и интерактивные методы, способствующие эффективному взаимодействию и взаимообогащению студентов и преподавателей, а значит более качественному формированию компетенций будущего специалиста.</p> <p><strong>Цель</strong> – описание практики реализации активных и интерактивных методов обучения при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов начального образования.</p> <p><strong>Методология. </strong>Основными методами работы являются: изучение нормативных документов, анализ и синтез психолого-педагогической литературы, опытная работа в вузе.</p> <p><strong>Результаты.</strong> Результаты исследования представлены в виде организации обучения студентов высшей школы в аспекте нескольких дисциплин, реализуя активные и интерактивные методы обучения. Описана современная образовательная практика формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций в деятельностном подходе, заключающаяся в содействии становлению профессионала педагогического профиля подготовки, способного во время подготовки в вузе занимать проактивную образовательную стратегию, а в собственной профессиональной деятельности позже – уметь организовать такой же процесс внутри классного (школьного) коллектива.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/YCIMEN">YCIMEN</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/852Чтение как процесс и деятельность (опыт методики философского просвещения)2025-09-05T16:03:52+07:00Natalya F. Svobodasvoboda.delja@me.comOlga B. Vorobyevavorobeva_ob@mail.ru<p><strong>Обоснование. </strong>Одним из аспектов философского просвещения является выделение чтения как процесса и деятельности в качестве необходимого элемента учебного занятия. Это выступает способом сопоставления и аккумулирования всего многообразия существующих в группе студентов мнений, интересов в целях их учёта и обобщения. Такой подход позволяет решать существующие сегодня и возможные в последующем вопросы организации преподавания философии в вузе.</p> <p><strong> Цель </strong>– обоснование возможностей проблемного подхода к философскому просвещению в техническом вузе с акцентом на субъект-субъектных отношениях в системе образования: совместное чтение и размышление преподавателя и студента.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Для реализации цели авторы с опорой на методологию и педагогический опыт высшей школы проследили роль чтения как необходимого методического условия освоения рефлексии и раскрытия проблематики дисциплины «Философия».</p> <p><strong>Результаты.</strong> Чтение как процесс и деятельность проявляется в работе преподавателя и студента в композиции семинара, вплоть до построения отдельного занятия. Вокруг смыслового поля занятий группируются жанры литературы, несущие ценностные ориентации и обнаруживающие в себе многообразные подходы к действительности, которые, в свою очередь, находят отражение в различных способах мышления, в том числе и в философии. Проблема ставится в пяти аспектах: создание возможности использования литературы в учебном процессе; разнообразие видов творческой работы с текстом; групповая форма чтения с последующим обсуждением прочитанного; соблюдение пропорции деятельности преподавателя и студента; обеспечение меры привлечения теоретического и эмпирического материала в учебном использовании реальности текста. В статье предложены практические задания как возможные формы обретения студентами навыков преодоления интеллектуальных затруднений: анализ, сравнение, обобщение, формулировка выводов. Наличие этих навыков делает возможным найти аргументацию и придать догадке в творческой работе убедительность. Главная проблема философского просвещения заключается не столько во владении техникой, сколько в его содержании, которому эта техника должна служить, а именно: поиск новых способов, новых путей, инструментов познания внутреннего мира личности в целях обретения мироощущения и мировоззрения.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/OCIZBU">OCIZBU</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/854Историко-педагогические знания в ведомственном обучении кадров органов внутренних дел в Российском государстве2025-09-06T21:04:55+07:00Vadim A. Yakushevyakushev_vadim@mail.ruIosif V. Osipoviosifosipov782@gmail.comValery A. Filimonovvaleriy.filimonov@mail.ru<p><strong>Обоснование.</strong> Ведомственное образование и обучение сотрудников органов внутренних дел Российского государства в своей основе – это фундамент, с помощью которого: формируется кадровое ядро полиции или милиции. Полученное образование гарантия качественного осуществления оперативно-служебной деятельности посредством получения, как общекультурных, так и профессиональных компетенций. И наконец ведомственное образование формирует педагогическую платформу, как одну из групп технологий использования в будущем как основы для наращивания педагогического знания, на котором будет базироваться и в дальнейшем развиваться система общего среднего, средне-специального и высшего образования по подготовке кадров для нужд органов внутренних дел России.</p> <p><strong>Цель. </strong>Анализ структуры и специфики ведомственного обучения в органах внутренних дел Российского государства.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>В основу исследования положены – системный подход, сравнительно-правовой, исторический и диалектический методы. В основе статьи использованы, как ведомственные, так и законодательные акты Российской империи и Советского государства.</p> <p><strong>Результаты.</strong> Ведомственное обучение кадров для органов внутренних дел Российского государства было изначально направлено на ликвидацию малограмотности и неграмотности кадров милиции (полиции), проходила по школьно-курсовой системе профессиональной подготовки.</p> <p>Впоследствии в программу подготовки включали дисциплины, характерные для военного обучения с целью последующей мобилизации кадров милиции в ряды РККА, что отвечало конкретно-исторической обстановке, при которой необходимо получить качественный результат за очень короткий временной промежуток.</p> <p>Статья направлена на получение новых знаний о системе ведомственного обучения кадров полиции и милиции Российского государства в предреволюционный период и вплоть до начала Гражданской войны в России, что предполагает анализ ведомственных и законодательных актов Российской империи и Российской Советской Республики и демонстрирует систему профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел Российского государства.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/IRPQQE">IRPQQE</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/855Методическое сопровождение процесса развития способности к иноязычной профессиональной коммуникации с помощью интеллект-карт2025-09-06T21:36:21+07:00Lionella N. Lubozhevalionella.lubozheva@mail.ruTatiana S. Samokhvalovasamoxvalov2001@mail.ru<p><strong>Обоснование</strong><strong>.</strong> Современное высшее образование находится в стадии интенсивных преобразований, продиктованных необходимостью подготовки специалистов, обладающих не только глубокими теоретическими знаниями, но и сформированной профессиональной компетентностью, в том числе навыками эффективной коммуникации на иностранном языке. Усиление процессов глобализации, цифровизация образовательной среды и возрастающая значимость межкультурной коммуникации обусловливают потребность в совершенствовании методических подходов к обучению иностранным языкам.</p> <p><strong>Цель</strong> – разработка методического сопровождения процесса развития способности студентов к иноязычной профессиональной коммуникации средствами интеллект-карт.</p> <p><strong>Методы исследования: </strong>методы теоретического анализа научной и учебно-методической литературы, контент-анализ и сравнительный анализ.</p> <p><strong>Результаты</strong><strong>.</strong> Предложен вариант методического сопровождения развития универсальной компетенции (УК-4) у студентов экономических специальностей. Рассмотрены типология и принципы использования интеллект-карт, разработан образец интеллект-карты для ведения дискуссии, а также комплекс заданий, обеспечивающий развитие умений и навыков, входящих в иноязычную профессиональную коммуникацию.</p> <p><strong>Заключение.</strong> Использование интеллект-карт выступает эффективным средством развития у студентов специалитета навыков применения современных коммуникативных технологий на иностранном языке в профессиональном контексте. Данный инструмент способствует систематизации знаний, активизации познавательной деятельности, развитию аналитического и критического мышления, а также формированию умений аргументированного высказывания и ведения профессионального диалога.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/IVLUOA">IVLUOA</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/748Применение искусственного интеллекта для формирования рефлексии студентов педагогического направления с помощью реализации ориентировочной основы рефлексивного действия2025-09-08T01:17:14+07:00Sofya I. Dreytserdreitsersi562@mgpu.ru<p>Данное исследование актуально, поскольку, несмотря на наличие различных методик развития рефлексии у студентов педагогических специальностей, процесс формирования рефлексивного действия не до конца описан. В качестве основания для изучения процесса и разработки способов формирования рефлексивного действия рассмотрено понятие ориентировочной основы действия, которое является сущностью интериоризации любого умственного действия, в том числе рефлексии. В исследовании описано содержание ориентировочной основы действия для формирования рефлексии и предположение о реализации ориентировочной основы действия. Затем предложен способ ее реализации в рамках учебного диалога с онлайн-помощником, созданного с помощью технологий искусственного интеллекта.</p> <p>Новизна исследования заключается в том, что детально описывается процесс формирования рефлексивного действия через призму ориентировочной основы действия, которая является ключевым механизмом интериоризации умственных процессов. Практическая значимость исследования заключается в описании разработанных критериев для оценки ориентировочной основы рефлексивного действия, а также предложении способа для формирования ориентировочной основы рефлексивного действия с помощью применения систем искусственного интеллекта.</p> <p><strong>Цель. </strong>Целью и задачами исследования является проведение и подтверждение гипотезы о том, что учебные диалоги с помощником, созданным на основе технологий искусственного интеллекта, которые содержат в себе структуру ориентировочной основы действия, действительно повышают уровень сформированности определяющей и содержательной рефлексии студентов.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Для проверки гипотезы был построен эксперимент, где студенты участвовали в учебных диалогах, реализованных с использованием технологий искусственного интеллекта, которые имели структуру ориентировочной основы рефлексивного действия педагога по отношению к применению и оценке информационных технологий на уроке, но были реализованы не как живой диалог между учащимся и педагогом, а как диалог учащегося с цифровым помощником в онлайн формате.</p> <p><strong>Результаты. </strong>Результаты эксперимента показали, что экспериментальная группа студентов действительно проявляет характеристики рефлексии по отношению к составлению плана урока с применением информационных технологий, в отличие от контрольной. Это позволяет подтвердить гипотезу исследования о том, что учебные диалоги с помощником, созданным на основе технологий искусственного интеллекта, которые содержат в себе структуру ориентировочной основы действия, действительно повышают уровень сформированности определяющей и содержательной рефлексии студентов.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/HRHOKV">HRHOKV</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/859Изучение нематериального этнокультурного наследия в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных и религиозных организаций2025-09-08T13:12:57+07:00Ruslan N. EremeevEremeevRN1973@gmail.com<p><strong>Обоснование.</strong> Статья посвящена проблеме изучения школьниками нематериального этнокультурного достояния народов России, а именно традиционных русских праздников, в том числе религиозных. Традиции как часть нематериального этнокультурного наследия сопровождают человека на протяжении всей жизни, но часто взрослые перестают объяснять детям подросткового возраста их важность, передавая эту обязанность школе. В свою очередь школа, безусловно, решает эту проблему посредством внеучебной деятельности, но не всегда ей хватает собственных ресурсов, чтобы охватить весь пласт русских традиционных праздников. Понимая важность передачи традиций подрастающему поколению, автором статьи предлагается расширить возможности школы посредством организации сетевого взаимодействия в рамках внеучебной деятельности с религиозными организациями, располагающими соответствующей инфраструктурой и опытом работы. В предлагаемой автором конфигурации религиозная организация будет выступать в качестве площадки и соорганизатора внеучебных мероприятий, проводимых школой по тематике традиционных праздников, включая религиозные.</p> <p><strong>Цель</strong> – анализ сетевого взаимодействия общеобразовательных и религиозной организаций, направленного на изучение школьниками традиционных русских праздников, в том числе религиозных.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Основными методами настоящего исследования являются теоретический анализ научной литературы; описательный метод; проведение опроса участников сетевого взаимодействия; качественный анализ результатов опроса респондентов.</p> <p><strong>Результаты.</strong> В ходе исследования проведен анализ особенностей сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций Московской области с Религиозной организацией «Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском Московской области, Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», в рамках которого выстроена и апробирована ежегодная авторская программа организации и проведения праздничных мероприятий для школьников. В статье рассматривается период с 2014 по 2023 годы, в которые автор статьи занимал должность настоятеля Патриаршего Подворья и руководителя представленной культурно-просветительской программы, включающей такие традиционные русские праздники, в том числе религиозные, как: Масленица, Пасха, День семьи, любви и верности, Рождество святителя Николая Чудотворца, День памяти великомученика Димитрия Солунского, Рождество Христово. В статье представлены особенности реализации, а также определены педагогические условия эффективного осуществления сетевого взаимодействия общеобразовательной и религиозной организации, направленного на изучение школьниками в рамках внеучебной деятельности традиционных праздников, в том числе религиозных.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/GSAPNX">GSAPNX</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/784Формирование системы гуманитарных ценностей у обучающихся: исторический аспект2025-09-08T14:17:21+07:00Vita A. Kirillovalumier76@mail.ruIrina E. Plotnikovapedagogika51@mail.ru<p><strong>Обоснование</strong><strong>.</strong> Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания динамики развития ценностных ориентиров обучающихся в контексте исторических изменений. В условиях современного общества, характеризующегося быстрыми социальными и культурными трансформациями, важно выявить особенности формирования гуманитарных ценностей у молодежи в различные исторические эпохи, так как плодотворный исторический опыт позволит разработать более эффективные педагогические стратегии, способствующие воспитанию граждан, обладающих устойчивыми ценностными ориентирами, и обеспечить преемственность культурных традиций.</p> <p><strong>Цель исследования – </strong>проанализировать работы, посвященные проблеме формирования системы ценностей на протяжении разных исторических периодов, преимущественно в России с конца XIX века по настоящее время и выделить ключевые элементы, оказавшие значительное влияние на формирование системы ценностей в отдельные временные периоды.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Теоретический анализ публикаций, посвященных проблеме формирования системы ценностей на протяжении разных исторических периодов.</p> <p><strong>Результаты. </strong>Выделены ключевые элементы, оказавшие значительное влияние на формирование системы ценностей в отдельные временные периоды. Выявлены позитивные и негативные факторы, определяющие ориентиры на пути развития системы нравственных ценностей в настоящее время, и алгоритмы по нейтрализации влияния неблагоприятных факторов. Затронута проблема использования мультимодального подхода как современного средства, способствующего более качественному формированию ценностных систем у обучающихся, однако количество исследований, посвященных этой проблеме, пока невелико.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/QAAIOS">QAAIOS</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/749Стратегия визуализации с помощью интеллект-карт как инструмент смыслового чтения обучающихся основной школы при решении учебных математических кейсов2025-09-08T15:37:17+07:00Alexey R. Romashchenkoalexro22@mail.ruVeronica A. Korsunovaedu@vkorsunova.ru<p><strong>Обоснование.</strong> Статья посвящена исследованию проблемы развития навыков смыслового чтения у обучающихся, что является одним из ключевых компонентов реализации современных образовательных стандартов, ориентированных на формирование универсальных учебных действий. Смысловое чтение, включающее в себя комплекс когнитивных процессов, таких как анализ, интерпретация и критическая оценка текста, остается недостаточно сформированным у значительной части школьников, что приводит к затруднениям в усвоении учебного материала. В качестве эффективного инструмента, реализующего стратегию смыслового чтения – визуализации, – предлагается использование интеллект-карт, которые позволяют трансформировать информацию, структурировать знания и активизировать когнитивные процессы. Интеллект-карты, основанные на принципах радиантного мышления, способствуют оптимизации процессов запоминания и осмысления учебного материала. В статье описаны методологические аспекты создания интеллект-карт и их интеграция в образовательный процесс, включая работу с учебными математическими текстами и применение в рамках кейс-метода.</p> <p><strong>Цель.</strong> Разработка методической стратегии использования интеллект-карт для развития умений смыслового чтения у обучающихся основной школы при решении учебных математических кейсов.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ, включающий изучение научной литературы по смысловому чтению, когнитивной психологии и методике преподавания математики; эмпирические методы, такие как моделирование учебного математического текста в рамках использования кейс-метода, а также методическое описание использования данного кейса с целью применения стратегии визуализации с помощью интеллект-карт.</p> <p><strong>Результаты.</strong> Исследование показало, что применение интеллект-карт при работе с учебными математическими текстами эффективно поддерживает этапы смыслового чтения: ориентация (определение темы карты), понимание (выделение ключевых ветвей), анализ (детализация информации) и синтез (структурирование решения). На примере кейса продемонстрировано, как визуализация через интеллект-карты помогает учащимся анализировать условия, преобразовывать текст в математическую модель и выстраивать логику решения.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/QONNSO">QONNSO</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/860Воспитание социальной креативности в поликультурной образовательной среде: структурно-содержательный аспект (в контексте вузовского образования)2025-09-08T17:35:22+07:00Yulia A. Kramarenkokramuli@mail.ru<p><strong>Обоснование. </strong>Согласно «Концепции воспитания и развития личности гражданина России в системе образования», актуальность воспитания таких качеств объясняется ускорением динамики изменений, ростом неопределённости и осложнением процесса присвоения детьми и молодёжью общественных ценностей, культурных эталонов и нравственных ориентиров, что порождает необходимость в формировании устойчивой гражданской идентичности, духовно-нравственных ориентиров и способности к социальному творчеству.</p> <p>Концепция подчёркивает, что современный гражданин России должен обладать способностью системно, креативно и критически мыслить, конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур, быть мобильным и устойчивым в условиях трансформации социокультурного пространства.</p> <p><strong>Цель – </strong>анализ ключевых понятий, выявление взаимосвязей их определений и определение содержания дефиниции «воспитание социальной креативности студентов в условиях поликультурной образовательной среды».</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Материалом исследования послужили научные публикации, диссертации, авторефераты, раскрывающие сущность исследуемого процесса. В качестве основных методов использовались: контент-анализ научных источников, понятийный анализ, сравнительно-сопоставительный метод, а также обобщение теоретических подходов, представленных в научной литературе.</p> <p><strong>Результаты</strong><strong>.</strong> На основе теоретического анализа ключевых понятий «воспитание», «социальная креативность», «студент», «образовательная среда» и «поликультурность» и их сопоставления сформулировано системообразующее понятие - «воспитание социальной креативности студентов в условиях поликультурной образовательной среды вуза», построена понятийная модель, демонстрирующая логические связи между категориями.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/RHCPLT">RHCPLT</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/735Факторы, влияющие на принятие педагогами инструментов искусственного интеллекта в образовательный процесс2025-09-08T17:53:19+07:00Evgeniya V. Zhelninaezhelnina@yandex.ruNatalia V. Lyubavinanvl-tlt@mail.ru<p><strong>Обоснование. </strong>В статье представлены результаты исследования, рассматривающего факторы, оказывающие влияние на принятие педагогами решения об использовании инструментов искусственного интеллекта (ИИ) в образовательном процессе.</p> <p><strong>Цель.</strong> Авторы ставят целью посредством анализа эмпирических данных определить и проанализировать факторы, влияющие на принятие педагогами инструментов искусственного интеллекта в образовательный процесс.</p> <p><strong>Метод и методология проведения работы. </strong>Анализ литературы позволил выявить современные тенденции. Методом социологического исследования был выбран экспертный опрос, респондентами которого стали 162 педагогических работника. Экспертный опрос был проведен в октябре-ноябре 2024 года. При осуществлении анализа полученных эмпирических данных использовался Хи-квадрат Пирсона.</p> <p><strong>Результаты.</strong> В результате исследования проведен анализ ключевых факторов, влияющих на решение педагогов об использовании инструментов искусственного интеллекта в своей профессиональной деятельности: повышение эффективности и продуктивности, автоматизация рутинных задач, доступность и удобство использования, рекомендации коллег, влияние экспертов в ИИ, стремление к инновациям и развитию, бюджетные ограничения, личные предпочтения и убеждения.</p> <p><strong>Область применения результатов. </strong>Результаты исследования могут быть применены в сфере образования для формирования целей и задач развития и повышения квалификации педагогических работников.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/TJNSNV">TJNSNV</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/861Преодоление лексической интерференции у китайских студентов в процессе обучения русскому языку2025-09-08T18:09:48+07:00Ma Jiamajia19802003@163.com<p><strong>Обоснование.</strong> В статье рассматривается проблема лексической интерференции у китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный (РКИ). Явление обусловлено существенными различиями в структурах и семантических системах двух языков. Лексические ошибки проявляются в виде калькирования, нарушения сочетаемости, семантических подмен и использования слов вне речевого контекста, что затрудняет формирование устойчивых лексических навыков.</p> <p><strong>Цель.</strong> Цель исследования состоит в выявлении типичных проявлений лексической интерференции у студентов с китайским языковым фоном и в обосновании методических подходов к её преодолению в процессе обучения русскому языку.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Методология включает анализ письменных и устных работ, анкетирование и педагогический эксперимент с использованием адаптированного комплекса упражнений, направленных на осознанное и контекстное употребление лексики.</p> <p><strong>Результаты.</strong> Экспериментальная часть была проведена среди 50 студентов второго курса одного из университетов КНР, разделённых на контрольную и экспериментальную группы. Сравнительный анализ результатов показал, что применение контрастивных заданий, лексико-семантических упражнений и цифровых инструментов обеспечило снижение числа лексических ошибок на 37,3 % в письменной речи и на 43,3 % в устной, а также повышение уверенности в использовании русской лексики в реальной коммуникации. Научная новизна работы заключается в комплексном рассмотрении лексической интерференции с позиций лингвистики и когнитивной психологии, а также в практической проверке эффективности предложенной методики в китайской аудитории. Результаты подтверждают значимость системной коррекционной работы и могут быть использованы в образовательных программах РКИ на начальном и среднем уровнях. Выводы исследования указывают на то, что целенаправленная работа с лексической интерференцией способствует не только снижению количества ошибок, но и формированию уверенных навыков употребления русской лексики. Методика, предложенная в рамках исследования, может быть эффективно применена в практике преподавания РКИ студентам с китайским родным языком.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/UAQPEU">UAQPEU</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/862Проблема использования нейросетей и инструментов искусственного интеллекта обучающимися вузов: этический аспект2025-09-08T19:16:10+07:00Olesia V. Kennonovogareva@gmail.comPavel V. Pustoshilopustoshilo.pv@mgusit.ruAlexander A. Ivantsovivantsov.alexander.msu@mail.ru<p><strong>Обоснование</strong>. Статья посвящена изучению проблемы применения нейросетей и смежных инструментов искусственного интеллекта обучающимися вузов с позиции этической дихотомии. Обоснование исследования заключается в необходимости осознания потенциальных рисков и возможностей, связанных с применением ИИ в образовательном процессе.</p> <p><strong>Цель</strong> – анализ этических аспектов применения нейросетей обучающимися вузов.</p> <p><strong>Материалы и методы</strong> исследования включают обзор существующих научных работ и международного опыта этической регламентации применения инструментов ИИ в сфере образования, также прецеденты локального табуирования, использованы методы анализа и обобщения данных.</p> <p><strong>Результаты</strong> исследования показывают, что применение нейросетей создает как возможности для улучшения образовательного процесса, так и риски, включая плагиат и неравенство в доступе к технологиям. В заключение, статья подчеркивает необходимость разработки этических норм и регламентации на уровне вузов и государственных структур для повышения эффективности применения новых цифровых помощников в образовательном процессе, а так же интеграции курсов по этическому использованию нейросетей и инструментов искусственного интеллекта в учебные программы, что позволит подготовить студентов к грамотному взаимодействию с новыми технологиями и минимизировать негативные последствия.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/UCXRNH">UCXRNH</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/863Лингводидактический потенциал искусственного интеллекта в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старшей школы2025-09-08T20:17:50+07:00Anna V. Osiyanovaossa15@rambler.ruSofya D. Gorbachevasofya_2003gor@mail.ru<p><strong>Обоснование.</strong> Современные цифровые технологии предоставляют широкие возможности для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся на всех этапах обучения. Они помогают сделать процесс изучения иностранного языка более эффективным, интересным и доступным для всех категорий учащихся. Одним из требований к современному учителю иностранного языка является формирование у него цифровой компетенции, т.е. умения и готовности применять современные цифровые технологии и ресурсы на уроках, в том числе и возможности Искусственного интеллекта (ИИ).</p> <p><strong>Цель</strong> – выявление лингводидактического потенциала искусственного интеллекта в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старшей школы.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ лингводидактической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебным процессом; анкетирование и опрос; обобщение личного опыта и опыта учителей по дисциплине «Иностранный язык»; опытное обучение.</p> <p><strong>Результаты.</strong> В условиях активного развития цифровых технологий необходимо понимать, что для эффективного формирования ИКК перед учителем стоит задача создания среды, в которой бы можно было использовать различные современные интерактивные технологии и сервисы Искусственного Интеллекта, для проектной деятельности, способствующей повышению мотивации учащихся к изучению языка, так ка делает процесс более увлекательным и индивидуализированным. Практическая часть исследования позволила выявить увеличение уровня владения языком у группы учащихся 10 класса, также повышение их готовности осуществлять межкультурное общение с носителями иностранного языка. Кроме того, использование сразу нескольких инструментов ИИ позволило повысить мотивационную составляющую изучения языка. </p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/KLKEYJ">KLKEYJ</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/864Опыт реализации дидактического потенциала аутентичных песен в лингвистическом образовании студентов вуза2025-09-09T00:00:04+07:00Olga M. Osiyanovaolos7@rambler.ruYaroslav V. Kopylovmr.kop1212@gmail.com<p><strong>Обоснование</strong>. Иностранный язык является востребованным для налаживания и поддержания деловых контактов, расширения круга общения, подготовки конкурентоспособных специалистов, способных и готовых к обмену опытом с представителями других стран и культур. Современный социальный заказ на изучение английского и китайского языков актуализирует поиск эффективных дидактических средств, одним из которых может стать аутентичная песня. Авторами доказывается, что аутентичная песня повышает эффективность и качество овладения лексико-грамматическим материалом и расширяет спектр страноведческих знаний.</p> <p><strong>Цель</strong> – теоретическое обоснование и опытная проверка дидактического потенциала аутентичной песни в обучении английскому и китайскому языкам студентов-лингвистов.</p> <p><strong>Материалы и методы</strong>. В работе использован комплекс взаимодополняющих теоретических, эмпирических и математических методов исследования – анализ психолого-педагогической, лингводидактической, методической литературы и передового педагогического опыта, наблюдение, опрос, опытное обучение, тестирование. Математические методы применялись для обработки результатов, полученных в ходе опытного обучения.</p> <p><strong>Результаты</strong>. Подготовка современных выпускников вуза, владеющих английским и китайским языком, является одной из ключевых задач отечественного лингвистического образования, обращенного к поиску эффективных форм, методов и средств обучения. В данном контексте использование аутентичных песен, представляющих изучаемый язык в его естественной среде, позволяет получить достоверные образцы иноязычного речевого общения и приобрести опыт взаимодействия с иной лингвокультурой, что отвечает требованиям формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Лингводидактический потенциал аутентичной песни обеспечивается критериями актуальности, лингвистической ценности, информативности текста, его соответствия интересам учащихся и проявляется в формировании лексико-грамматических навыков, расширении страноведческих и лингвострановедческих знаний, развитии речевых умений, повышении познавательной мотивации. При целесообразном и систематическом применении аутентичные песни выступают эффективным дидактическим средством в лингвистическом образовании студентов-лингвистов.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/LJCPAD">LJCPAD</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/693Рабочая тетрадь как инструмент повышения эффективности образовательного процесса2025-09-09T00:21:27+07:00Natalya G. Gavrilenkonatalyadima@mail.ruAlina Yu. Sokolovaalinasokolova.tver@yandex.ru<p><strong>Обоснование.</strong> Результаты обучения зависят от многих факторов, одним из которых является мотивация обучающихся. Этот аспект является самым труднодостижимым в рамках высшего образования. Дисциплины гуманитарного цикла часто рассматриваются как некая дополнительная нагрузка, не имеющая особого значения для развития профессиональных компетенций. Перед преподавателями непрофильных дисциплин высших учебных заведений стоит особая задача – повышать мотивацию обучающихся, вызывать интерес к своему предмету. Одним из средств повышения мотивации является использование в учебном процессе разнообразных обучающих средств, обеспечивающих доступность и наглядность учебной информации.</p> <p><strong>Цель.</strong> Основная цель предлагаемой работы – описать особенности средств предоставления учебного материала, используемых на кафедре иностранного и латинского языков Тверского государственного медицинского университета. Таким средством является рабочая тетрадь. В статье описаны преимущества выбранного подхода, приведена статистическая информация, подтверждающая эффективность использования подобных обучающих средств.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>В качестве методов исследования применялся анализ локального педагогического опыта, педагогическое наблюдение, статистический анализ данных.</p> <p><strong>Результаты. </strong>Как показало исследование, рабочая тетрадь, описываемая в статье, представляет собой методико-дидактическое средство, эффективность которого обеспечивается за счет факторов доступности и наглядности. Доступность учебной информации рабочей тетради определяется её структурированностью. Наглядность реализуется применением комплексного подхода, в рамках которого одновременно отрабатывается и лексический, и грамматический материал, а также сочетаются разные языковые навыки.</p> <p><strong>Область применения результатов.</strong> Описанная в статье модель может быть применена в практике обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/LXQLRT">LXQLRT</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/747Потенциальные возможности образования и саморазвития студентов магистратуры профиля «Дошкольное образование»2025-09-09T01:08:41+07:00Ksenia Yu. SoldatenkoKsusha24061989@yandex.ru<p><strong>Обоснование.</strong> Потребность в специалистах дошкольного образования на рынке труда остается весьма актуальной. Активно разрабатываются и применяются на практике новые технологии работы с детьми в образовательной организации. Тем самым в сфере дошкольного образования сформировался запрос на внедрение перспективных квалификаций, усиление кадрового состава. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение феномена профессионального и личностного развития студентов в условиях расширения потенциала для самореализации, формирования готовности к образованию и саморазвитию в процессе обучения в вузе.</p> <p><strong>Цель исследования</strong> – выявление организационно-педагогических условий, оказывающих влияние на качество образования и саморазвитие студентов магистратуры профиля «Дошкольное образование».</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Педагогическое проектирование (разработка и апробация проекта поэтапного взаимодействия педагогов и студентов), теоретический анализ, опрос, количественный, качественный и сравнительный анализ данных. В исследовании приняли участие 59 магистрантов профиля обучения «Дошкольное образование» Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» института педагогики и психологии образования.</p> <p><strong>Результаты. </strong>Основными факторами успешного расширения педагогического потенциала и саморазвития студентов являются: установление отношений партнерства с преподавателями вуза, сокурсниками; понимание возможностей применения результатов обучения (карьерный рост, владение современными технологиями работы с детьми и родителями, изучение управленческих аспектов работы образовательной организации, обогащение представлений в сфере дополнительного образования, научной деятельности); осознанного выбора программы обучения в вузе и устойчивый интерес к профессии, желание работать в сфере образования. Реализация проекта поэтапного взаимодействия со студентами с использованием методов стимулирования научной активности, диалога направлена на формирование субъектной активности магистранта, создание возможностей для самовыражения, расширения профессионального опыта и активного включения в научно-исследовательскую деятельность.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/MFKHMH">MFKHMH</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/751Оптимизация процесса разработки оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся СПО по специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование» в форме демонстрационного экзамена2025-09-09T01:27:02+07:00Sergey S. Degtyarevdegtjarew@gmail.comOlga A. Terentyevaprcitr@mail.ruAnton G. Uyminau-mail@ya.ru<p><strong>Обоснование.</strong> Оптимизация процесса разработки оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена обучающихся СПО обусловлена необходимостью обеспечения объективности оценки профессиональных умений и навыков. Авторы доказывают, что содержание оценочных материалов связано не только с изменяющимися требованиями работодателей и технологическим прогрессом, но и с необходимостью повышения уровня взаимодействия профессионального сообщества. Развитие цифровых платформ, таких как Telegram-канал «Сообщество_СиС (Сетевое и системное администрирование)», позволило создать условия для общественного обсуждения заданий с целью их актуализации и повышению качества.</p> <p><strong>Цель</strong>. Оптимизация процесса разработки оценочных материалов для государственной итоговой аттестации обучающихся СПО по специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование».</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Использованы теоретические и эмпирические данные. Теоретическая информация основана на практиках участия в разработке оценочных материалов. Эмпирические данные собраны на основе Порядка проведения государственной итоговой аттестации в СПО и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.06. Оценка полученных данных проведена посредством анализа оценочных материалов для конкурсов профессионального мастерства и демонстрационных экзаменов, а также информации, циркулирующей в Telegram-канале «Сообщество_СиС (Сетевое и системное администрирование)».</p> <p><strong>Результаты.</strong> Выявлены ключевые источники данных для принятия решений по корректирующим и предупредительным действиям, направленным на улучшение процесса разработки оценочных материалов. Рекомендации включают использование положительного опыта экспертов-разработчиков и взаимодействие по всем вопросам, в том числе обучение потенциальных экспертов-разработчиков на работающем ресурсе сообщества «Сетевое и системное администрирование» в Telegram-канале. Анализ данных показал области улучшения использования ресурсов при разработке оценочных материалов. Рекомендации направлены на использование информационных технологий для расширения сотрудничества профессионального сообщества: преподавателей, экспертов-разработчиков, индустриальных партнеров.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/CEDMWH">CEDMWH</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/865Технология эдьютейнмент с элементами ИИ в контексте иноязычного обучения магистрантов2025-09-09T01:47:46+07:00Vera P. Frolovaverairafrolova@mail.ruElena N. Miroshnichenkoemirosh79@gmail.comIrina S. Voronkovaserggggg27@yandex.ru<p><strong>Обоснование.</strong> Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения качества иноязычной подготовки магистрантов технического вуза на основе поиска и совершенствования педагогических методов с целью выполнения требований федеральных образовательных стандартов нового поколения. В этой связи применение технологии эдьютейнмент в сочетании с элементами искусственного интеллекта (ИИ) представляется важным условием эффективной организации учебного процесса с акцентом на высокий уровень мотивации обучающихся. Благодаря функционалу ИИ у преподавателей появляется возможность разрабатывать интересные интерактивные задания, являющиеся основой рассматриваемой технологии, как для аудиторных занятий, так и для организации самостоятельной работы магистрантов. Это позволит повысить уровень владения языком обучающихся и подготовить их к успешной профессиональной деятельности в международной среде.</p> <p><strong>Цель</strong> – анализ специфики и возможностей применения технологии эдьютейнмент в сочетании с элементами искусственного интеллекта в преподавании английского языка магистрантам технического вуза.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Основу исследования составляет комплекс теоретических и методологических подходов, позволивших провести анализ и оценку эффективности использования технологии эдьютейнмент в сочетании с элементами ИИ в образовательном процессе. Использованы методы наблюдения, описания, сбора и анализа данных, обобщения, систематизации.</p> <p><strong>Результаты.</strong> В рамках интеграции в учебный процесс технологии эдьютейнмент были изучены и апробированы инструменты GigaChat с целью определения их функциональности и потенциала для использования на занятиях по иностранному языку. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что применение рассматриваемой технологии в сочетании с элементами ИИ позволило сделать занятия более увлекательными и интенсифицировать процесс овладения знаниями. В качестве наиболее продуктивных интеллектуальных форм работы нами были выделены научная конференция, коммуникативный тренинг, дискуссия, которые стимулировали активное участие всех обучающихся как в процессе аудиторной, так и внеаудиторной работы. В статье приведены примеры применения инструментов искусственного интеллекта в практике преподавания английского языка в группах магистрантов-технологов. Материалы исследования могут быть использованы при организации занятий по иностранному языку в высшей школе.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/FMZJBH">FMZJBH</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/858Применение тренинга в ситуации профессиональных изменений в промышленной организации2025-09-08T01:48:45+07:00Anastasia S. Timoshchenkonastenasergeevna@gmail.com<p>В современном мире, который характеризуется нестабильностью, неоднозначностью и сложностью, происходят изменения не только в повседневной жизни субъектов, но и в их профессиональной деятельности. Ситуация профессиональных изменений может восприниматься, как критическая, когда субъекты реагирую на изменения, как на угрозу, препятствие, нарушение стабильности. В результате ухудшается психологическое состояние субъектов, нарушаются коммуникации, увеличивается количество конфликтов с клиентами и внутри организации. Руководству организаций для успешного проведения профессиональных изменений необходимо проводить работу по психологической поддержке сотрудников. Одним из таких инструментов является тренинг.</p> <p>В современном мире тренинг применяется в организациях для решения различных вопросов. Тренинги могут быть направлены на снижение уровня стресса сотрудников организации, на разрешение конфликтов, на адаптацию в ситуации изменений, на развитие коммуникативных компетенций по взаимодействию с клиентами и др. В статье приведены результаты исследования фрустрационных реакций субъектов в ситуации профессиональных изменений в промышленной организации после применения тренинга с использованием коммуникативных техник.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Было проведено исследование, в котором приняли участие 101 сотрудник крупной промышленной организации города Челябинска (53 женщины и 48 мужчин) в возрасте от 21 до 62 лет. Все участники выборки работали с клиентами, сталкивались с критическими ситуациями и на момент исследования переживали период значительных изменений в своей профессиональной деятельности. В рамках тренинга основное внимание уделялось развитию навыков эффективного общения с различными людьми как в профессиональной сфере, так и за ее пределами, а также умению конструктивно разрешать конфликты и контролировать эмоциональное состояние. В процессе обучения участники осваивали коммуникативные техники, необходимые для успешного ведения деловых переговоров. Участникам были представлены специальные коммуникативные инструменты, так называемые «энкоды» – универсальные, многозначные фразы, которые могут быть использованы в качестве ответа практически на любое высказывание собеседника. В группах проводилась диагностика участников с помощью «Методики изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга (Rosеnzwеig Piсturе-Frustration Study) до и после тренинга.</p> <p><strong>Результаты и обсуждение. </strong>В результате проведенного исследования выявлено, что после проведения тренинга с использованием коммуникативных техник у субъектов значимо уменьшились экстрапунитивные реакции, направленные на обвинение окружающих в сложившейся ситуации, уменьшились показатели стандартности поведения, что свидетельствует о появлении разнообразных реакций субъектов, а также увеличились интропунитивные и импунитивные реакции, что свидетельствует о взятии на себя ответственности в сложившейся ситуации и уменьшении обвинения в случившемся кого-либо.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/JGBZXD">JGBZXD</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/866Сущностные аспекты процесса развития интеллигентности будущих офицеров в условиях военного вуза2025-09-09T02:10:31+07:00Petr Yu. Naumovpetr.naumov.777@mail.ruAlexey A. Utyuganovoutioganov@mail.ru<p><strong>Обоснование.</strong> Развитие интеллигентности будущего офицера в условиях образовательной среды военной образовательной организации высшего образования предполагает, помимо прочего, соответствующую организацию педагогического процесса. Это необходимо для достижения заданных результатов обучения, воспитания и развития свойств личности курсанта. Для достижения эффективного построения указанного педагогического процесса, необходимо: во-первых, не перегрузить курсанта учебными и воспитательными мероприятиями, поскольку в военном вузе процесс получения образования и так отличается достаточной интенсивностью; во-вторых, использовать потенциал уже встроенных в педагогический процесс учебных предметов и воспитательных мероприятий в развитии интеллигентности будущих офицеров; в-третьих, органично встроить в педагогический процесс авторские разработки (программу, курсы, условия) с целью решения задач по развитию интеллигентности будущего офицера.</p> <p><strong>Целью исследования</strong> выступает выявление некоторых характеристик и особенностей организации процесса развития интеллигентности будущих офицеров в военной образовательной организации.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> При подготовке и проведении исследования были применены методологические принципы системного, деятельностного и субъектного подхода. Эти подходы в настоящем исследовании выполняют организационные, эпистемологические, объяснительно-содержательные, структурно-логические и прогностические функции. В рамках указанных подходов применены различные виды анализа и синтеза (системный и функциональный, понятийный и структурно-компонентный), аналогия и сравнение, абстрагирование, гипотетико-дедуктивный метод.</p> <p><strong>Результаты.</strong> В работе представлены теоретические, деятельные и практические основы построения процесса развития интеллигентности будущего офицера как психологического качества. Это происходит в процессе интеллектуально-эмоционального взаимодействия с педагогом, переживаемого как личностный вызов и путь. Осуществляется таковое с помощью занятий, научно-исследовательской деятельности, поскольку обобщение и сотворение нового знания в процессе исследования предполагает равное стремление к этому интеллектуальных, коммуникативных и волевых личностных структур. Организационно это обеспечивается предоставлением соответствующего объема академической свободы. Внедрение учебных курсов идет совместно с организацией внеурочной деятельности курсантов, когда процесс подготовки дополняется воспитательными мероприятиями и различными формами самостоятельной работы. Практическая значимость исследования заключается в возможности построения системы мероприятий, направленных на развитие интеллигентности будущих офицеров по предложенному авторами в статье подходу. Также результаты исследования, полученные в предметном поле педагогической психологии, могут быть внедрены в планирование, организацию и осуществление учебно-воспитательных мероприятий с курсантами военных вузов, а также использованы на курсах повышения квалификации (при организации командирской подготовки с офицерами) и в военно-политическом информировании личного состава.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/FPCZBJ">FPCZBJ</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/734Стратегии, факторы и механизмы достижения личных целей2025-09-09T03:26:50+07:00Roman V. Vasyovfin.roman285@gmail.com<p><strong>Обоснование.</strong> В статье проведен анализ существующих теорий и моделей, связанных с целеполаганием и достижением целей, рассмотрены различные аспекты достижения целей, отражающиеся в таких теориях как: теория атрибуции Вайнера (Weiner, 1985); теория мотивации, основанная на временном измерении (Steel, Konig, 2006), концепция уверенности в самостоятельном управлении (Ford, 1992); концепция кризиса действий, связанная с целями (Brandstatter, Herrmann, 2016); теория самоконтроля (Carver, Scheier, 1982); теория прогресса на пути к цели (Amabile, Kramer. 2011). Различные стратегии, например, множественного достижения целей (Pervin, 1991), стратегия «экранирования целей» (Shah, et al., 2002), стратегия поиска удовлетворяющих альтернатив (Simon, 1967), стратегия применения планов «если — то» (Gollwitzer, 2008), стратегия переключения внимания между краткосрочными и долгосрочными целями (Ferguson, Sheldon, 2010), стратегия мысленного противопоставления желаемых будущих результатов (состояний) фактической действительности (Oettingen et al., 2009), стратегия сокращения продолжительности «середины» процесса достижения цели (Touré-Tillery, Fishbach, 2011), доказали свою эффективность для решения проблемы достижения цели. Показаны некоторые подходы и механизмы, помогающие человеку эффективно достигать своих целей, этапы или фазы процесса достижения цели, особенности планирования, а также факторы, способствующие успешному достижению целей личности.</p> <p><strong>Цель</strong> – систематизировать и обобщить существующие теоретические подходы и практические стратегии, направленные на повышение эффективности достижения целей.</p> <p><strong>Результаты.</strong> Существует множество аспектов и феноменов в области достижения целей, разнообразны стратегии, факторы и механизмы достижения целей. Деятельность по достижению цели можно представить как (1) привычное целенаправленное поведение, (2) импульсивное целенаправленное поведение и (3) волевое целенаправленное поведение.</p> <p>Ключевыми факторами достижения цели являются приверженность и целеустремленность (упорство), отражающих, насколько сильно люди вкладываются в конкретные цели. Человек наиболее решительно привержен целям, являющихся для него желательными (субъективно важными) и достижимыми. Для поддержания приверженности цели субъект деятельности должен видеть связь между уровнем прилагаемых им усилий в достижении цели и получаемым результатом. Самовосприятие, ориентация на будущее и экологические убеждения также играют важную роль в повышении приверженности цели.</p> <p>Наличие большого количества различных целей требует наличия ресурсозатратных систем управления, постоянно определяющих, какая цель в данный момент является приоритетной по сравнению с остальными. Центральный контекст достижения целей обеспечивается другими целями системы целей личности, при этом отношения между ними обусловливают распределение психических ресурсов на их достижение.</p> <p>Обобщая этапы процесса достижения цели, мы выделяем: постановку цели, принятие решения, планирование, реализация (условно три фазы: начало, середина и завершающая фаза) и коррекция, этап анализа достигнутых результатов.</p> <p>Планирование связывает цель с различными поведенческими сценариями, тактиками и альтернативами, облегчает принятие решений о приоритезации среди различных подцелей и поддерживает пересмотр и преобразование недостигнутых целей в соответствии с целями более высокого уровня или поступающей новой информацией. Чем эффективней составлен план, отражающий путь к цели, тем выше шансы на достижение целей. Использование подцелей, являющихся промежуточными шагами на пути к вышестоящим целям, есть необходимое условие достижения таких целей. Детальное планирование может иметь и свои ограничения, ключевыми из которых являются жесткость выполнения детальных планов и непропорциональные когнитивные затраты в случае типовой или простой цели.</p> <p>В процессе достижения цели происходит регулировка и оценка своих действий с помощью обратной связи, корректируется степень реальности (адекватности) поставленной изначально цели. Краткосрочные (ближние) цели обеспечивают немедленные стимулы (обратную связь) для поддержания настойчивости, тогда как дальние цели слишком удалены, чтобы иметь такой же эффект.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/FPGFRT">FPGFRT</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/867Изучение методов повышения учебной мотивации курсантов и продуктивности образовательного процесса ведомственных вузов МВД России2025-09-09T13:11:00+07:00Natalia E. Serebrovskayaserebrovskaya-n@yandex.ruNatalia V. Mikhailovasorokanv@yandex.ruDarya M. Gnezdilovagnezdilova91@mail.ru<p><strong>Обоснование. </strong>Подготовка высококвалифицированных сотрудников полиции – одна из важнейших задач высших учебных заведений Министерства внутренних дел России (далее – МВД России).</p> <p> Эффективность обучения курсантов во многом зависит от уровня их мотивации. Учебная мотивация представляет собой ключевой фактор образовательного процесса, определяющий интенсивность, направленность и устойчивость познавательной деятельности обучающихся. Многочисленные исследования (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, Е.П. Ильин, И.О. Логинова, Л.И. Божовича, П.М. Якобсона, А.К. Марковой) подтверждают, что мотивация является предиктором результативности деятельности, в том числе учебной, что определяет необходимость постоянного поиска новых стратегий и методов стимулирования мотивации обучающихся. </p> <p>Осознание значимости мотивационной деятельности педагогическими работниками в отношении обучающихся является важным условием для создания благоприятной образовательной среды.</p> <p>Несмотря на широкий спектр исследований в области учебной мотивации, остается недостаточно изученным вопрос, касающийся педагогических методов и стратегий, способствующих развитию устойчивой внутренней мотивации обучающихся.</p> <p>Мотивационная сфера курсантов образовательных организаций системы МВД России представляет собой многокомпонентную структуру, в которой интегрируются универсальные психологические механизмы и нормативно-ценностные ориентиры, обусловленные спецификой деятельности. Осознание особенностей служебной деятельности в органах внутренних дел является ключевым фактором при разработке педагогических стратегий, направленных на повышение эффективности профессиональной подготовки и формирование устойчивой профессиональной идентичности будущих сотрудников полиции.</p> <p><strong>Цель исследования</strong> заключается в анализе методов учебной мотивации с последующей разработкой практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности образовательного процесса в контексте повышения учебной мотивации курсантов ведомственных вузов МВД России.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>В рамках данного исследования использован метод анкетирования 56 педагогических работников Нижегородской академии МВД России, разделенных на три группы в зависимости от педагогического стажа (1-3 года, 3-5 лет; более 5 лет). Для анализа использовались методы количественного и качественного исследования, включая статистический анализ собранных данных, наблюдение и беседу с респондентами.</p> <p><strong>Результаты. </strong>Полученные данные свидетельствуют о том, что внедрение практико-ориентированных методов обучения в образовательный процесс ведомственных вузов МВД России способствует повышению учебной и профессиональной мотивации курсантов, их вовлеченности в образовательную деятельность и развитию устойчивых ценностных ориентиров, необходимых для службы в органах внутренних дел. В то же время для повышения эффективности применения указанных методов в образовательном процессе необходимо шире использовать цифровые технологии, интегрировать методики диагностики учебной мотивации, а также усилить взаимодействие с практическими сотрудниками органов внутренних дел, что позволит оптимизировать процесс формирования профессионально значимых компетенций у курсантов.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/GIACKH">GIACKH</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/761Становление понятия рефлексивности в психологии (по материалам отечественных и зарубежных источников)2025-09-09T13:40:36+07:00Elizaveta E. Dekaldekal.lizaveta@mail.ruTatyana V. Borzovaborzova_tatiana@mail.ru<p><strong>Обоснование. </strong>Понятие рефлексивности, несмотря на многовековую историю исследований, остаётся одной из ключевых категорий современной психологии и философии. Рефлексия, изначально сформировавшаяся в философии как процесс размышления индивида о собственных мыслях, трансформировалась в междисциплинарную категорию, важную для психологии, педагогики и социальных наук. Особое значение приобретает изучение рефлексивности в педагогической психологии, где она рассматривается как необходимый инструмент повышения профессионализма учителя, критического анализа собственной деятельности и развития личностного потенциала. Современные условия роста интереса к метапознанию и профессиональному развитию подчёркивают значение рефлексивности как механизма преодоления когнитивных и эмоциональных барьеров, а также средства эффективного взаимодействия в профессиональной среде. Анализ зарубежных и отечественных теорий демонстрирует отсутствие единого подхода к определению понятия рефлексивности, что обусловило необходимость системного рассмотрения ее сущности, а также роли в профессиональной деятельности педагогов.</p> <p><strong>Цель </strong>– провести анализ теоретических основ и исторического развития понятия рефлексивности в зарубежной и отечественной психологии, выявить особенности педагогической рефлексии как компонента профессиональной компетентности учителя.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>В качестве метода исследования использован теоретический анализ, основанный на сравнительном обзоре отечественной и зарубежной научной литературы. Источниковой базой послужили труды классиков философии и психологии: Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, а также работы ведущих отечественных психологов: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. К. Мамардашвили. Аналитический обзор дополняется систематизацией классификаций педагогической рефлексии, существующих в современной психолого-педагогической практике.</p> <p><strong>Результаты.</strong> В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы становления и развития понятия рефлексивности в психологической науке по материалам зарубежных и отечественных авторов, изучавших психологическое содержание рефлексивности. Рефлексивность рассматривается как неотъемлемый компонент рефлексии, представлена эволюция данного понятия от античной философии до современных научных исследований.</p> <p>В ходе исследования проанализированы основные подходы к изучению рефлексивности в зарубежной и отечественной психологии. Особое внимание уделено системно-субъектному подходу и метакогнитивному направлению в психологии. Рассмотрены ключевые теоретические положения таких ученых как Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, М. Хайдеггер, Ж. Сартр, К. Ясперс, а также отечественных исследователей – Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.К. Мамардашвили и других.</p> <p>Периодизация становления психологии рефлексии в отечественной науке И.Н. Семенова дополнена двумя современными этапами: 1990-2010 г. и современный этап с 2010 г. по настоящее время. Представлены различные подходы в определении понятия педагогической рефлексии и рефлексивности как личностного качества педагога в его профессиональной деятельности. Проанализированы различные классификации видов педагогической рефлексии (предактивная, интерактивная, упреждающая, синхронная, ретроспективная) и их значение для повышения профессиональной компетентности педагогов.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/BGKMWY">BGKMWY</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/868Запросы учителей к педагогу-психологу в образовательной организации2025-09-09T14:00:50+07:00Tatyana D. Dubovitskayatatdm@mail.ruYulia E. Makarevskayayuliya-sochi@mail.ruLyudmila V. Kravchenkoludak@inbox.ruAnna A. Porshnevaannaporsh12@gmail.com<p><strong>Обоснование.</strong> Рост психологической напряженности в обществе влияет и на взаимоотношения участников образовательных отношений. В этой связи в образовательных организациях возрастает потребность в деятельности педагогов-психологов, которую они осуществляют в том числе с учетом проблем/запросов субъектов образовательных отношений. Особое внимание необходимо уделять учителям, поскольку именно они чаще контактируют с обучающимися и их родителями, а значит первыми могут заявлять о возникающих у них проблемах.</p> <p><strong>Цель </strong>– выявление и анализ проблем (запросов), с которыми учителя обращаются к педагогам-психологам, что позволит определить содержание подготовки будущих педагогов-психологов к психологическому сопровождению и поддержке учителей и других участников образовательных отношений в решении возникающих проблем.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Методологической базой исследования явился контекстно-компетентностный подход, согласно которому подготовка будущих специалистов должна соответствовать предметному и социальному контекстам осваиваемой профессии. Методы исследования включали: теоретический анализ работ, касающихся проблем учителей и особенностей взаимодействия с педагогом-психологом в их решении; дистанционный опрос с применением Googl-формы, в ходе которого педагогам-психологам необходимо было назвать не менее 10 проблем (запросов), с которыми к ним обращаются учителя.</p> <p><strong>Результаты</strong>. В дистанционном опросе приняли участие 40 педагогов-психологов. По итогам опроса суммарно получен 331 ответ на поставленный вопрос. В ходе контент-анализа сформировано 18 групп проблем, с которыми учителя обращались к педагогам-психологам. Полученные результаты свидетельствуют о широком, но достаточно схожем у разных учителей наборе выявленных проблем/запросов. В статье представлено распределение запросов по частоте встречаемости. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут служить основанием для совершенствования программ подготовки будущих педагогов-психологов, разработки востребованных методических материалов и рекомендаций, формулирования тем научных исследований и проектной деятельности в области практической психологии в образовании.</p> <p><strong>Информация о спонсорстве. </strong>Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научно-инновационного проекта № НИП-20.1/190.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/BHSCYM">BHSCYM</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/743Психологические условия и предикторы интеллектуальной продуктивности школьников2025-09-09T18:18:37+07:00Yana I. Sipovskayasyai@mail.ru<p><strong>Обоснование.</strong> В статье исследуется регрессионная модель показателей успешной интеллектуальной деятельности старших подростков в школе ввиду особой сензитивности данного возрастного этапа в жизни человека, который ознаменуется формированием и развитием структур понятийного, метакогнитивного и интенционального опыта субъекта деятельности, характеризующийся максимальными разрешающими возможностями в интеллектуальной сфере деятельности человека. В представленном исследовании был переформулирован конструкт интеллектуальной компетентности как показателя продуктивной интеллектуальной деятельности в терминах понятийных способностей, показателей психометрического интеллекта и школьной успеваемости старших подростков с определением предикторов и условий проявления успешности интеллектуальной деятельности, что обусловило возможность исследования компонентов интеллектуальной компетентности ввиду особой чуткости к изменениям среды (например, образовательным стандартам) самого конструкта интеллектуальной компетентности как проявления продуктивности интеллектуальной деятельности.</p> <p><strong>Цель. </strong>Изучение специфики предикторов школьной успеваемости в терминах проявлений понятийного опыта (семантических, категориальных и концептуальных способностей) и показателей психометрического интеллекта в старшем подростковом возрасте посредством моделирования (регрессионного) конструкта интеллектуальной компетентности как показателя продуктивности интеллектуальной деятельности.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Главный метод представленного исследования – эмпирический с проведением регрессионного моделирования показателей продуктивности интеллектуальной деятельности старших подростков. В исследовании приняли участие 110 старших подростков (56 девушек и 54 юноши) в возрасте 15-17 лет. Методологическая база исследования: методики «Понятийный синтез» (Холодная М.А., Сиповская Я.И., 2023), «Визуальная семантика слов» (Артемьева Е.Ю., 1999), «Обобщение трех слов» (Холодная М.А., Сиповская Я.И., 2023), «Прогрессивные матрицы Равена» (Дж. Равен, 2002), электронный журнал успеваемости.</p> <p><strong>Результаты. </strong>В ходе определения предикторов интеллектуальной продуктивности при проведении регрессионного моделирования была получена модель, которая с точностью 99,0% описывает/прогнозирует данный показатель. Полученная модель состоит из категориальных способностей. Данный показатель является одним из проявлений понятийного опыта человека, что указывает на его ключевое значение для успешной интеллектуальной деятельности в старшем подростковом возрасте. Таким образом, был сделан вывод, что в соответствии с полученными результатами, есть основания заключить, что к старшему подростковому возрасту показатели продуктивности интеллектуальной деятельности связаны исключительной с проявлениями категориальных способностей понятийного опыта, которые выступают предикторами успешной интеллектуальной деятельности как показателя интеллектуальной компетентности. В представленном исследовании установлен факт дисбаланса в развитии интеллектуальных способностей учащихся старшей школы, понятийное мышление которых сформировано в недостаточной мере для того, чтобы обеспечивать качественное повышение интеллектуальных ресурсов подростка.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/BYAJSR">BYAJSR</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/759Самоопределение и профессиональная ориентация курсантов как фактор профессионально-личностного развития в образовательном процессе2025-09-09T18:44:44+07:00Margarita M. SokolovaMARSOK18@MAIL.RUYulia A. Tokarevaulia.tokareva@yandex.ru<p><strong>Обоснование.</strong> В статье представлены результаты теоретического обоснования и эмпирического подтверждения динамики процесса самоопределения и становления профессиональных ориентаций курсантов во время учебного процесса в военного-морском колледже. Полученные в ходе эмпирического исследования и анализа результаты профессионально-личностного развития курсантов позволяют выявить как меняются личностные качества и профессиональные ориентации в процессе обучения, на каком этапе обучения у курсантов повышается стремление к сознательному получению профессиональных знаний и готовность к развитию себя как профессионала морской профессии.</p> <p><strong>Целью исследования</strong> являлось исследование ценностных ориентаций и выявление уровня самоопределения курсантов в образовательном процессе.</p> <p>Выборку исследования составили курсанты 1 и 4 курсов морского инженерного колледжа при Морском государственном университете имени Г.И. Невельского (г. Владивосток) направления подготовки «Судовождение». Психологическая диагностика производилась при помощи следующих методик: Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова), Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению Ч. Д. Спилберг (в модификации А.М. Прихожан), Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).</p> <p><strong>Результаты исследования</strong> указывают на ярко выраженные ориентации в эффективности и четкой стратегии реализации себя как успешного субъекта труда у курсантов 4 курса, о чем свидетельствуют высокие и средние показатели мотивации к учению и позитивному пространству образовательного учреждения, и менее выраженную позицию в выборе специальности и будущей перспективе развития и становления в профессии в силу низкой мотивации учения и отрицательному отношению к смене учебного распорядка, а также низкой адаптации к образовательному процессу в целом у курсантов 1 курса.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/AGNBWB">AGNBWB</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/745Индивидуально-психологические характеристики личности как компонент психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций2025-09-09T19:03:10+07:00Natalya V. TekhtelevaTehteleva@list.ruElena V. Menzule.v.menzul@samsmu.ru<p><strong>Обоснование.</strong> В статье раскрывается проблема психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций. В теоретической части статьи обосновывается актуальность проблемы в современных условиях действительности. Подчеркивается необходимость изучения данных явлений. Раскрыты необходимые для понимания психологической готовности положения, что составили основу конкретизации определения «психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций», которая рассматривается как «интегральное образование», «сложное синтетическое образование», состоящее из комплекса разнообразных, связанных между собой элементов.</p> <p><strong>Целью </strong>исследования было изучение взаимосвязи инновационной готовности, её структурных компонентов (эмоционального, мотивационного, когнитивного, личностного и организационного) и индивидуальных характеристик личности.</p> <p><strong>Методы и методики. </strong>В качестве методов психодиагностического исследования применены: опросник инновационной готовности персонала В. В. Пантелеева, Т. П. Кнышева, опросник на определение уровня стрессоустойчивости личности И. А. Усатова, опросник диагностики особенностей самоорганизации А. Д. Ишкова и Н. Г. Милорадова, опросник Киртона, опросник на определение «коммуникативных и организаторских склонностей, КОС» В. В. Синявского, Б. А. Федорошина опросник рефлексивности Карпова, опросник на определение потребности в достижении Ю. М. Орлова и В. И. Шкуркина. Результаты исследований подверглись обработки с помощью метода математической статистики. Выборку исследования составили средний медицинский персонал Клиник Самарского государственного медицинского университета в количестве 80 человек.</p> <p><strong>Результаты.</strong> Представлена характеристика структурных компонентов психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций (мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, и личностный), рассмотрены индивидуально-психологические составляющие личности, такие как потребность в достижении, коммуникативные и организаторские склонности, инноваторский тип мышления, стрессоустойчивость, рефлексивность, самоорганизация, способность к целеполаганию, анализу ситуации, планированию, самоконтролю, коррекции и волевым усилиям. После проведения количественно-качественного анализа результатов исследования, данные обработаны с применением коэффициента ранговой корреляции для выявления прямой связи составляющих психологической готовности и характеристиками личности.</p> <p><strong>EDN: <a href="https://elibrary.ru/AXYRNP">AXYRNP</a></strong></p>2025-08-31T00:00:00+07:00##submission.copyrightStatement##