ВЗАИМОСВЯЗЬ ВРЕМЕННО́Й КОМПЕТЕНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ
Аннотация
Цель. Статья посвящена исследованию взаимосвязи между временно́й компетентностью и стрессоустойчивостью современного учителя. Актуальность исследования определяется тем, что профессиональная деятельность учителя является одной из самых интенсивных, включенных в группу профессий с большим количеством стрессовых факторов. Проблему исследования составляет противоречие между требованием к эмоциональной устойчивости учителя в процессе работы с детьми, коллегами и родителями, и отсутствием временно́й компетентности, что зачастую создает стрессовые ситуации и постоянное напряжение.
Метод. В исследовании приняли участие 67 женщин-учителей общеобразовательных школы города Тулы. Средний стаж работы учителей составил 15,64±8,7 лет, а медианный стаж 17 лет. Критерием деления учителей на две равные части было медианное значение стажа: 1-я группа со стажем работы <= 17 лет и 2-я группа со стажем работы 18 и более лет. В качестве диагностического материала были применены методика диагностика состояния стресса (А.О. Прохоров); тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона; методика «Персональная компетентность во времени»; тест-опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова). Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 27 (IBM). Для установления тесноты связи между исследуемыми параметрами применялся коэффициент корреляции Пирсона. Для снижения размерности исходного пространства признаков и выявления главных факторов применялся метод главных компонент.
Результаты. Корреляционный анализ выявил наличие положительной связи между исследуемыми следующими показателями: компетентности во времени; планомерности; целеустремленности; самоорганизации; стрессоустойчивости.
Область применения результатов. Материалы исследования могут быть использованы в работе психологической службы образовательной организации и способствовать оптимизации рабочего времени учителей, повышению эффективности педагогической деятельности, а также служить основой для разработки программ дополнительного образования и повышения квалификации по основам тайм-менеджмента.
Скачивания
Литература
Andreeva A.A. Stressoustoichivost’ kak faktor razvitiya pozitivnogo otnosheniya k uchebnoi deyatel’nosti u studentov [Stress tolerance as a factor in the development of positive attitudes toward learning activities in students]. Ph. D. Sci. (Psychology) Thesis, 2009, 28 р. http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2009/Andreeva_A_A_2009.pdf
Bagadaeva O.Yu. Stressogennye faktory v professii pedagoga doma rebenka [Stressors in the profession of a pedagogue at a children’s home]. Vektor nauki. Tol’yattinskii gosudarstvennyi universitet, 2014, no. 2 (28), pp. 149-153. http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site3456/html/media94257/33%20Bagadaeva.pdf
Bagadaeva O.Yu., Golubchikova M.G. Kriterii stressoustoichivosti pedagoga s pozitsii deyatel’nostnogo podkhoda [Criteria of the stress resistance of the teacher from the standpoint of an activity approach]. Pedagogicheskii imidzh, 2017, no. 4 (37), pp. 129-141. https://journal.iro38.ru/files/Bagadaeva-4-37.pdf
Bagrii M.A. Osobennosti razvitiya professional’nogo stressa u vrachei raznykh spetsializatsii [Peculiarities of the development of professional stress in doctors of different specializations]. Ph. D. Sci. (Psychology) diss. Moscow, 2009.
Bodrov V.A. Psihologicheskij stress: razvitie i preodolenie [Psychological stress: development and overcoming]. M.: PJeR, 2006. https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5929201463.html
Boiko V.V. Sindrom emotsional’nogo vygoraniya v professional’nom obshchenii [The syndrome of “emotional burnout” in professional communication]. Saint Petersburg: Sudarynya, 1999. http://www.academy.edu.by/files/prof%20em%20vigorania%202019/Vodopianova.pdf
Vodop’yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention]. Saint Petersburg: Piter, 2008. 258 p. http://www.academy.edu.by/files/prof%20em%20vigorania%202019/Vodopianova.pdf
Davydova I.A., Koz’mina Ya.Ya. Professional’nyi stress i udovletvorennost’ rabotoi prepodavatelei Rossiiskikh vuzov [Professional Stress and Job Satisfaction of Teachers of Russian Universities]. Voprosy obrazovaniya, 2014, no. 4, pp. 169-183. https://vo.hse.ru/data/2014/12/24/1104111688/Davidova.pdf
Kalinin S.I. Taim-menedzhment: Praktikum po upravleniyu vremenem [Time Management: A Practical Guide to Time Management]. Saint Petersburg: Rech’, 2006.
Kitaev-Smyk L.A. Psikhologiya stressa. Psikhologicheskaya antropologiya stressa [The Psychology of Stress. Psychological anthropology of stress]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2009. http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000040/index.shtml
Kuz’mina O.V. Proyavlenie kompetentnosti vo vremeni u pedagogov v situatsiyakh informatsionnykh peregruzok v usloviyakh osvoeniya virtual’nykh tekhnologii obucheniya [The manifestation of time competence in teachers in situations of information overload in the conditions of mastering virtual learning technologies]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2013, no. 4, pp. 98-102. http://window.edu.ru/resource/085/78085/files/%D0%9A%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0.pdf
Kupriyanov R.V., Kuz’mina Yu.M. Psikhodiagnostika stressa: praktikum [Psychodiagnosis of stress: a workshop]. Kazan’: KNITU, 2012. https://psy.hse.ru/data/2011/03/21/1224524369/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_2_2010.pdf
Mandrikova E.Yu. Razrabotka oprosnika samoorganizatsii deyatel’nosti (OSD) [Development of the Activity Self-Organization Questionnaire (ASOQ)]. Psikhologicheskaya diagnostika, 2010, no. 2, pp. 59-83.
Pavlov I.V. Taim-menedzhment dlya uchitelei [Time management for teachers]. LitRes: Samizdat, 2016, 50 p.
Pochekaeva I.S., Nagovitsyna N.V. Effektivnye sposoby formirovaniya stressoustoichivosti pedagogov [Effective ways to build teachers’ stress tolerance]. Problemy romano-germanskoi filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov, 2018, no. 4. pp. 204-210.
Reunova M.A. Pedagogicheskaya tekhnologiya «Taim-menedzhment» kak sredstvo samoorganizatsii uchebnoi deyatel’nosti studenta universiteta [The pedagogical technology “Time Management” as a means of self-organization of the university student’s learning activities]. Ph. D. Sci. (Psychology) Thesis. Orenburg, 2013. https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01006616016.pdf
Simina T.E., Zalygina T.A. Taim-menedzhment kak effektivnoe sredstvo rabotnika obrazovatel’noi organizatsii [Time management as an effective tool of an employee of an educational organization]. Vestnik REU im. G. V. Plekhanova, 2018, no. 2 (98), pp. 115-121. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2018-2-115-121
Tsypin A.P., Sorokin A.S. Statisticheskie pakety programm v sotsial’no-ekonomicheskikh issledovaniyakh [Statistical software packages in socio-economic research]. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie, 2016, vol. 5, no. 4 (17), pp. 379-384.
Austin V., Surya Sh., Muncer S. Teacher stress and coping strategies used to reduce stress. Occupational Therapy International, 2005, vol. 12, no. 2, pp. 63-80. https://doi.org/10.1002/oti.16
Hepburn A., Brown S. Teacher Stress and the Management of Accountability. Human Relations, 2001, vol. 54, no. 6, pp. 691-715. https://doi.org/10.1177%2F0018726701546001
Jenkins S., Calhoun J.F. Teacher stress: Issues and intervention. Psychology in the Schools, 1991, vol. 28, no. 1, pp. 60-70. https://doi.org/10.1002/1520-6807(199101)28:1%3C60::AID-PITS2310280110%3E3.0.CO;2-B
Просмотров аннотации: 311 Загрузок PDF: 223
Copyright (c) 2021 Tatyana I. Kulikova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.