МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Ключевые слова: композиция, эстетическая культура, процесс формирования эстетической культуры, педагогические методы, художественные методы, художественно-педагогическое образование

Аннотация

Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современного художественно-педагогического образования теме применения методов обучения композиции в процессе формирования эстетической культуры студентов. Предметом анализа выступают методы обучения композиции с целью повышения уровня эстетической культуры студентов – будущих педагогов изобразительного искусства. Автор ставит целью раскрыть потенциал и роль методов обучения композиции в процессе формирования эстетической культуры студентов.

Метод или методология проведения работы. В основе исследования лежит системный подход, позволивший рассмотреть проблему взаимосвязи методов обучения композиции и процесса формирования эстетической культуры студентов. Исследование базируется на методах изучения и анализа теоретической и методической литературы, в которой рассматриваются аспекты данной проблемы, сравнительно-сопоставительном анализе литературы, а также систематизации полученной информации.

Результаты. Описаны методы обучения, применимые к занятиям по композиции с целью формирования эстетической культуры студентов художественно-педагогических специальностей.

Область применения результатов. Полученные результаты могут быть применены в практике подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Lyudmila A. Filimonyuk, Северо-Кавказский федеральный университет

доктор педагогических наук, доцент

Anastasia R. Konoval, Северо-Кавказский федеральный университет

аспирант

Литература

Список литературы

Алмосов Л.И., Алмосов А.Л. Композиция станкового произведения. Рождение картины: учебное пособие для студентов художественно-педагогических специальностей высших учебных. Ставрополь: Ставролит, 2017. 272 с.

Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977. 188 с.

Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 263 с.

Герцева А.Г. Основы формальной композиции. Н. Новгород: ННГАСУ, 2023. 36 с.

Каган М.С. Морфология искусства. Ч. 1-3. Л.: Искусство. Ленингр. отд.-е. 440 с.

Кудреватый М.Г. Композиция в мировой живописи. Секреты. Приемы. Комментарии: учеб. пособие для студентов по направлению подготовки 54.05.02 «Живопись». СПб: Радуга, 2022. 122 с.

Матисс А. Статьи об искусстве. Переписка. Записи бесед. Суждения современников. М.: Искусство, 1993. 416 с.

Мелодинский Д.Л. Ритм в архитектурной композиции: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура». Изд. 3-е. М., 2017. 234 с.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. для студентов художеств.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов. Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: Агар, 1998. 250 с.

Чеботкин В.А. Композиция и академическая школа. Учеб. пособие. Йошкар-Ола: Изд-во ООО ИПФ «Стринг». 2019. 160 с.

Чумичева Р.М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения. // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 15-21.

Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для худож.-граф. фак. пед. ин-тов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 285 с.

Albert G. The simple secret to better painting: how to immediately improve your work with the golden rule of designю Cincinnati, Ohio: North Light Books, 2003, 127 p.

Dow A.W. Composition: understanding line, notan and color. Mineola, N.Y.: Dover Publ., 2007, 128 p.

Dow A.W. Composition; a series of exercises in art structure for the use of students and teachers. Garden City, N.Y.: Doubleday, Doran Publ., 2011, 142 p.

Hambidge J. The elements of dynamic symmetry. Yale University Press, 1919, 166 p.

Jacons M. The art of composition: simple application of dynamic symmetry. Garden City, N.Y.: Doubleday, Page&Company, 1926, 174 p.

References

Almosov L.I., Almosov A.L. Kompozitsiia stankovogo proizvedeniia. Rozhdenie kartiny: uchebnoe posobie dlia studentov khudozhestvenno-pedagogicheskikh spetsial’nostei vysshikh uchebnykh zavedenii [Composition of an easel work. The birth of a painting: a textbook for students of art and pedagogical specialties of higher education]. Stavropol’: Stavrolit Publ., 2017, 272 p.

Beda G.V. Zhivopis’ i ee izobrazitel’nye sredstva [Painting and its visual media]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1977, 188 p.

Volkov N.N. Kompozitsiia v zhivopis [Composition in painting]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1977, 263 p.

Gerceva A.G. Osnovy formal’noj kompozicii: uchebno-metod. pos. [The basics of formal composition: teaching manual]. N. Novgorod: NNSAGU Publ., 2023, 36 p.

Kagan M.S. Morfologiia iskusstva. Vol. 1-3 [The morphology of art]. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1972, 440 p.

Kudrevatyi M.G. Kompozitsiia v mirovoi zhivopisi. Sekrety. Priemy. Kommentarii: ucheb. posobie dlia studentov po napravleniiu podgotovki 54.05.02 «Zhivopis» [Composition in world painting. Secrets. Techniques. Comments: textbook for students in the direction of training 54.05.02 «Painting»]. St. Petersburg: Raduga Publ., 2022, 122 p.

Matiss A. Stat‘i ob iskusstve. Perepiska. Zapisi besed. Suzhdeniia sovremennikov [Articles on art. Correspondence. Records of conversations. Judgments of contemporaries]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1993, 416 p.

Melodinskii D.L. Ritm v arkhitekturnoi kompozitsii: uchebnoe posobie dlia studentov, obuchaiushchikhsia po napravleniiu «Arkhitektura» [Rhythm in architectural composition: textbook for students studying in the direction of «Architecture»]. Moscow, 2017, 234 p.

Rostovtsev N.N. Metodika prepodavaniia izobrazitel’nogo iskusstva v shkole [Methods of teaching fine arts at school]. Moscow: Agar Publ., 1998, 250 p.

Chebotkin V.A. Kompozitsiia i akademicheskaia shkola. Uchebnoe posobie [Composition and academics. Textbook]. Yoshkar-Ola: LLC P&PC «String» Publ., 2019, 160 p.

Chumicheva R.M. K voprosu o sinteze iskusstv v pedagogicheskom protsesse doshkol’nogo uchrezhdeniia [On Synthesis of Arts in the Preschool Pedagogical Process]. Doshkol’noe vospitanie [Pre-school Education], 1995, no. 4, p. 15-21.

Shorokhov E.V. Kompozitsiia [Composition]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1986, 285 p.

Albert G. The simple secret to better painting: how to immediately improve your work with the golden rule of design. Cincinnati, Ohio: North Light Books, 2003, 127 p.

Dow A.W. Composition: understanding line, notan and color. Mineola, N.Y.: Dover Publ., 2007, 128 p.

Dow A.W. Composition; a series of exercises in art structure for the use of students and teachers. Garden City, N.Y.: Doubleday, Doran Publ., 2011, 142 p.

Hambidge J. The elements of dynamic symmetry. Yale University Press, 1919, 166 p.

Jacons M. The art of composition: simple application of dynamic symmetry. Garden City, N.Y.: Doubleday, Page&Company, 1926, 174 p.


Просмотров аннотации: 60
Загрузок PDF: 23
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Filimonyuk, L., & Konoval, A. (2023). МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(6), 186-198. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-186-198
Раздел
Педагогические исследования