ГИПЕРТЕКСТОВАЯ МОДЕЛЬ КЕЙСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Цель. С течением времени бумажные учебные материалы дополняются и заменяются электронными, поэтому возникла новая проблема – представление учебной информации в новой форме, учитывая широкие возможности информационных технологий. Благодаря сети Интернет человечество создало огромную систему гипертекстов. Пользователь, создавая собственный маршрут передвижения по ссылкам, создает смысл внутри своего сознания, дополняет его в зависимости от встречающейся ему информации. Гипертекст изменяет подходы к обучению смысловому чтению с помощью кейс-технологии представления учебных текстов. Цель статьи состоит в исследовании возможностей гипертекстовых структур для разработки модели кейса, который в свою очередь будет способствовать развитию навыков смыслового чтения. Созданный гипертекстовый кейс послужит прототипом конструирования учебного материала с помощью гипертекстовой технологии и кейс-метода.
Метод или методология проведения работы. Исследование основано на анализе и синтезе психолого-педагогической и учебно-методической литературы, на моделировании структуры учебного материала (кейса) с помощью технологии гипертекста.
Результаты. Разработана гипертекстовая модель кейса для обучения смысловому чтению учащихся основной школы на основе анализа структуры и элементов гипертекста и кейса.
Область применения результатов. Результаты могут быть применены в создании электронного учебного пособия по математике, сборника математических кейсов для обучения смыслового чтению учащихся основной школы.
Скачивания
Литература
Список литературы
Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 360с.
Гладких И.В. Разработка учебных кейсов: методические рекомендации для преподавателей бизнес-дисциплин. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. 96 с.
Горнякова Т.А. Влияние лингвистических особенностей гипертекста на специфику обучения чтению // Наука на благо человечества. 2021. С. 23-30.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». URL: https://docs.cntd.ru/document/556183093 (дата обращения: 22.11.2023).
Денищева Л.О. Оценка учебных достижений учащихся 8-го класса по математике в рамках международного сравнительного исследования TIMSS-2015 / Л.О. Денищева, К.А. Краснянская // Педагогические измерения. 2017. С. 46-55.
Дударева Н.В. Методические аспекты использования метода «Casestudy» при обучении математике в средней школе / Н.В. Дударева, Т.А. Унегова// Педагогическое образование в России. 2014. С. 242-246.
Лукьянова Н.П. Методическая разработка кейса по геометрии для изучения темы «Нахождения площади поверхности тел вращения». URL: https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2012/11/28/keys-metod-po-geometrii (дата обращения: 20.11.2023).
Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология // Вестник РМАТ. 2014. С. 94-98.
Пак Н.И., Хегай Л.Б., Карагодин Е.С. Разработка учебных трехмерных текстов с помощью гипертекстовой технологии // Школьные технологии. 2010. №6. С. 140-148.
Перельман Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе. СПб.: Качели,2008. 144с.
Пичугина Г.А., Бондарчук А.И. Структура обучающего кейса в организации учебного процесса // Гуманитарные балканские исследования. 2019. №2(4). С. 5-7.
Попова В.И. Педагогические возможности смыслового чтения в условиях текстовой деятельности учащихся // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72. С. 241-244.
Поспелов М.В., Хозяинова М.С. Вопрос организации работы студентов технических вузов с учебным математическим текстом в условиях информатизации образования // Вестник Российского университета дружбы народов: информатизация образования. 2013. №3. С. 14-21.
Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Современные технологии оценки учебных достижений обучающихся: Учебное пособие. Волгоград: ПРИНТ, 2013. 115с.
Скарбич С.Н. Кейс-задания по математике как средство развития смыслового чтения // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития. 2017. С. 81-84.
Тарасова О.А. Формирование навыков смыслового чтения посредством технологии продуктивного чтения // Научное отражение. 2021. №3. С. 46-49.
Чернявская Н.В. Текст в медиальном пространстве: Учебное пособие для вузов. М.: Либроком, 2013. 200 с.
Conradty C., Bogner F.X. Hypertext or textbook: effects on motivation and gain in knowledge // Educ. Sci. 2016. vol. 29. https://doi.org/10.3390/educsci6030029
Atzenbeck C., Nürnberg P.J. Hypertext as method in proceedings of the 30th ACM conference on hypertext and social media (HT ‘19) // Association for Computing Machinery. 2019. P. 29–38. https://doi.org/10.1145/3342220.3343669
Nelson T. Philosophy of Hypertext.USA: Mindful Press, 2002. 344p.
Shapiro A., Niederhauser D. Learning from hypertext: research issues and findings // In D. H. Jonassen (Ed), Handbook of Research for Educational Communications and Technology. New York: Macmillan. 2004. P. 605-620.
Noor K.B.M. Case study: A strategic research methodology // Am. J. Appl. Sci. 2008. vol. 5. P. 1602–1604.
References
Baranov A.N. Vvedenie v prikladnuyu lingvistiku [Introduction to Applied Linguistics]. Moscow: Editorial URSS, 2001, 360p.
Gladkikh I.V. Razrabotka uchebnykh keysov: metodicheskie rekomendatsii dlya prepodavateley biznes-distsiplin [Development of educational cases: methodological recommendations for teachers of business disciplines]. St. Petersburg, 2010, 96 p.
Gornyakova T.A. Vliyanie lingvisticheskikh osobennostey giperteksta na spetsifiku obucheniya chteniyu [The influence of linguistic features of hypertext on the specifics of learning to read], 2021, pp. 23-30.
Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» [The State program of the Russian Federation “Development of education”]. https://docs.cntd.ru/document/556183093 (accessed November 22, 2023).
Denishcheva L.O., Krasnyanskaya K.A. Otsenka uchebnykh dostizheniy uchashchikhsya 8-go klassa po matematike v ramkakh mezhdunarodnogo sravnitel’nogo issledovaniya TIMSS-2015 [Assessment of academic achievements of 8th grade students in mathematics in the framework of the international comparative study TIMSS-2015], 2017, pp. 46-55.
Dudareva N.V., Unegova T.A. Metodicheskie aspekty ispol’zovaniya metoda «Casestudy» pri obuchenii matematike v sredney shkole [Methodological aspects of using the “Casestudy” method in teaching mathematics in secondary school], 2014, pp. 242-246.
Luk’yanova N.P. Metodicheskaya razrabotka keysa po geometrii dlya izucheniya temy «Nakhozhdeniya ploshchadi poverkhnosti tel vrashcheniya» [Methodical development of a geometry case for studying the topic of “Finding the surface area of bodies of rotation”]. https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2012/11/28/keys-metod-po-geometrii (accessed November 20, 2023).
Makhotin D.A. Metod analiza konkretnykh situatsiy (keysov) kak pedagogicheskaya tekhnologiya [The method of analyzing specific situations (cases) as a pedagogical technology], 2014, pp. 94-98.
Pak N.I., Khegay L.B., Karagodin E.S. Razrabotka uchebnykh trekhmernykh tekstov s pomoshch’yu gipertekstovoy tekhnologii [Development of three-dimensional educational texts using hypertext technology], 2010, no.6, pp. 140-148.
Perelman Y. Zanimatel’naya geometriya na vol’nom vozdukhe [Geometry in the Open Air]. St. Petersburg: Kacheli, 2008, 144p.
Pichugina G.A., Bondarchuk A.I. Struktura obuchayushchego keysa v orga-nizatsii uchebnogo protsessa [The structure of the training case in the organization of the educational process], 2019, no. 2(4), pp. 5-7.
Popova V.I. Pedagogicheskie vozmozhnosti smyslovogo chteniya v uslo-viyakh tekstovoy deyatel’nosti uchashchikhsya [Pedagogical possibilities of semantic reading in the context of students’ textual activity], 2021, no. 72, pp. 241-244.
Pospelov M.V., Khozyainova M.S. Vopros organizatsii raboty studentov tekhnicheskikh vuzov s uchebnym matematicheskim tekstom v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya [The issue of organizing the work of students of technical universities with an educational mathematical text in the conditions of informatization of education], 2013, no. 3, pp. 14-21.
Sergeeva E.V., Chandra M.Yu. Sovremennye tekhnologii otsenki uchebnykh dostizheniy obuchayushchikhsya [Modern technologies for assessing students’ academic achievements]. Volgograd: PRINT, 2013, 115p.
Skarbich S.N. Keys-zadaniya po matematike kak sredstvo razvitiya smyslo-vogo chteniya [Case studies in mathematics as a means of developing semantic reading], 2017, pp. 81-84.
Tarasova O.A. Formirovanie navykov smyslovogo chteniya posredstvom tekhnologii produktivnogo chteniya [Formation of semantic reading skills through productive reading technology]. Nauchnoe otrazhenie, 2021, no. 3, pp. 46-49.
Chernyavskaya N.V. Tekst v medial’nom prostranstve [Text in the medial space]. Moscow: Librokom, 2013, 200 p.
Conradty C., Bogner F.X. Hypertext or textbook: effects on motivation and gain in knowledge. Educ. Sci., 2016, vol. 29. https://doi.org/10.3390/educsci6030029
Atzenbeck C., Nürnberg P.J. Hypertext as method in proceedings of the 30th ACM conference on hypertext and social media (HT ‘19). Association for Computing Machinery, 2019, pp. 29–38. https://doi.org/10.1145/3342220.3343669
Nelson T. Philosophy of Hypertext. USA: Mindful Press, 2002, 344 p.
Shapiro A., Niederhauser D. Learning from hypertext: research issues and findings. D. H. Jonassen (Ed), Handbook of Research for Educational Communications and Technology. New York: Macmillan, 2004, pp. 605-620.
Noor K.B.M. Case study: A strategic research methodology. Am. J. Appl. Sci., 2008, vol. 5, pp. 1602–1604.
Просмотров аннотации: 76 Загрузок PDF: 62
Copyright (c) 2024 Alexey R. Romashchenko
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.