ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

  • Petr Y. Naumov ФГКУЗ «Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации» https://orcid.org/0000-0002-2875-2322
Ключевые слова: интеллигентность будущего офицера, развитие субъектности, организация педагогического процесса, образовательная среда, эмоционально-интеллектуальное взаимодействие, интеллигенция, деятельность

Аннотация

Актуальность. Подготовка будущего офицера как гармонично развитой личности и полноценного субъекта будущей профессиональной деятельности, обладающего интеллектом и совестью и умеющего выстраивать коммуникацию с начальниками, подчиненными и окружающими людьми предполагает, что в стенах военного вуза будет предприниматься необходимый комплекс усилий по развитию качеств и свойств личности, присущих интеллигентному человеку. Специальная организация педагогического процесса по развитию интеллигентности будущего офицера в образовательной среде военной образовательной организации высшего образования возможно на основании разработки и последовательного внедрения в образовательную и повседневную деятельность, а также воспитательную и культурно-досуговую работу с курсантами программы такого развития.

Материалы и методы. Построение и последовательное внедрение программы развития интеллигентности будущего офицера осуществлено на основании применения ведущих методологических принципов системного, комплексного, деятельностного, технологического и субъектного подхода. В рамках указанных научных подходов применялись соответствующие методы научного исследования: системный, компонентный и функциональный анализ; абстракция и аналогия; синтез теоретических и эмпирических аналитических данных; обобщение и концептуализация; классификация и дедукция.

Результаты исследования. Разработанная программа развития интеллигентности будущего офицера включает в себя следующие компоненты: концептуальный (подходы, принципы, методы, методики); социально-нормативный (социальные запросы, социальный заказ, требования нормативных правовых актов); планово-организационный (целостная подсистема управления программой); условно-средовой (условия, внешние и внутренние факторы воздействия); содержательно-ценностный (смыслы, ценности, значения); процессуально-реализационный (воспитательные, культурно-досуговые и научные мероприятия, занятия, тренинги); диагностико-оценочный (критерии, уровни, показатели, методы и методики); рефлексивно-прогностический (полученный эмпирический результат, оценка, прогноз). Программа выполняет теоретико-обобщающие, организационные, ориентационные, научно-исследовательские, воздействующие, диагностические и прогностические функции и позволяет решить комплекс задач по развитию интеллигентности будущего офицера как сложного системного явления психики.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Petr Y. Naumov, ФГКУЗ «Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации»

кандидат педагогических наук, помощник начальника госпиталя по правовой работе – начальник отделения правового обеспечения

Литература

Список литературы

Абульханова, К.А. Социально-философская и психологическая проблема субъекта / К.А. Абульханова // Мир психологии. 2013. № 2 (74). С. 262–275.

Абульханова, К.А. Психологическая роль идеалов в российской культуре / К.А. Абульханова, А.Н. Славская // Мир психологии. 2020. № 4 (104). С. 134–145.

Асмолов, А.Г. О ценностном смысле социокультурной модернизации образования: от реформ – к реформации / А.Г. Асмолов, М.С. Гусельцева // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2019. № 1. С. 18–43. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-1-18-43

Баева, И.А. Показатели оценки психологической безопасности субъектов образовательной среды / И.А. Баева, Л.А. Гаязова, И.В. Кондакова // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2019. № 11. С. 2784.

Баева, И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. Т. 2. № 3. С. 16–26.

Бабарыкин, О.В. Педагогическая программа по формированию ценностного отношения будущих офицеров к правовому воспитанию подчиненных / О.В. Бабарыкин, П.Ю. Наумов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 4. С. 20–35.

Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды / А.В. Брушлинский; Российская академия образования: Изд-во МПСИ, 2003. 407 с.

Брушлинский, А.В. Психология субъекта: Научное издание / Санкт-Петербург: Издательство Алетейя, 2003. 272 с.

Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. СПб, 2000. С. 130‒133.

Карпов, А.О. Познавательная культура Реформации // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 207–215.

Китова, Е.Т. Дискуссия как инструмент поиска оптимального решения научной проблемы / Е.Т. Китова, Э.Г. Скибицкий // Инновации в образовании. 2016. № 7. С. 45–53.

Косолап, А.В. Сущность и структура педагогической программы по формированию информационной компетентности будущих офицеров и технология ее реализации / А.В. Косолап, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 151–154.

Лаптев, А.А. Педагогическая программа по формированию профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации / А.А. Лаптев, П.Ю. Наумов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 11-1. С. 57–66. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2016-11-57-66

Лекторский, В.А. О принципах исследования систем / В.А. Лекторский, В.Н. Садовский // Вопросы философии. 1960. № 8. С. 67–79.

Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев; науч. ред. и предисловие Д.А. Леонтьева. 2-е изд., стер. Москва: Смысл: Академия, 2005. 345 с.

Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие / А.Н. Леонтьев; под редакцией Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. 5-е изд., стер. Москва: Смысл: Академия, 2010. 509 с.

Леонтьев, А.Н. Эволюция, движение, деятельность / А.Н. Леонтьев; под редакцией Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. Москва: Смысл, 2012. 559 с.

Леонтьев, Д.А. Человек и жизненный мир: от онтологии к феноменологии / Д.А. Леонтьев // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 25–34. https://doi.org/10.17759/chp.2019150103

Леонтьев, Д.А. Картина мира, мировоззрение и определение неопределенного / Д.А. Леонтьев, А.Н. Моспан // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 12–19.

Леонтьев, Д.А. Синергетика и личность: к неравновесной персонологии // Методология и история психологии. 2018. № 3. С. 96–104. https://doi.org/10.7868/S1819265318030068

Ломов, Б.Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды / Б.Ф. Ломов; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный институт. 3-е изд., Москва, 2011. 423 с.

Ломов, Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 19-33.

Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. Т. 21. № 2. С. 31–45.

Наумов, П.Ю. Структура и особенности социальной памяти российской военной интеллигенции: ценностно-смысловой и функциональный аспект // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13. № 4. С. 151–169. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-4-151-169

Наумов, П.Ю. Психологическая структура интеллигентности будущего офицера: системный подход и междисциплинарный анализ // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 2 (35). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-10

Наумов, П.Ю. Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к интеллигентности у будущих офицеров в среде военной образовательной организации высшего образования / П.Ю. Наумов, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 1. С. 9.

Наумова, Л.Ю. Педагогическое стимулирование формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности: подходы, этапы, средства // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 (32). С. 4. https://doi.org/10.26795/2307-12812020-8-3-4

Наумова, Л.Ю. Комплекс психолого-педагогических условий стимулирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности / Л.Ю. Наумова, П.Ю. Наумов, Ф.В. Повшедная // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 6-1. С. 31–40. https://doi.org/10.34670/AR.2020.46.6.192

Новиков, А.М. Структура системной теории развития профессионального образования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков // Специалист. 2016. № 1. С. 18–23.

Новиков, А.М. О развитии методических систем // Специалист. 2015. № 9. С. 21–25.

Розум, М.Ю. О педагогической программе профессионализации будущих документоведов и архивоведов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 2 (31). С. 182–187. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2021-31-182-187

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер, Серия «Мастера психологии». 2015. 713 с.

Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 288 с.

Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. Москва: Питер, Серия «Мастера психологии». 2012. 224 с.

Садовский, В.Н. Л.А. Микешина. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования / В.Н. Садовский // Вопросы философии. 2006. № 5. С. 176–178.

Сайко, Э.В. Воспитание как процесс формирования субъекта культурно-исторического развития / Э.В. Сайко // Известия Российской академии образования. 2022. № 2 (58). С. 3–7.

Сайко, Э.В. Субъектность как всеобщее в единичном и субъект в реализации единства единичного и всеобщего в человеческом бытии // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 3–13.

Сайко, Э.В. Индивид – субъект – личность в системной целостности определенности-Человек // Мир психологии. 2012. № 3 (71).С. 4–16.

Системный подход и системный анализ / И.В. Блауберг, Э.М. Мирский, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин // Системные исследования. Методологические проблемы. 1982. Т. 1982. С. 47–64.

Скибицкий, Э.Г. Педагогическая технология в развитии системы ценностей будущих офицеров внутренних войск Министерства внутренних дел России / Э.Г. Скибицкий, П.Ю. Наумов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 3 (119). С. 47–55.

Скибицкий, Э.Г. Подготовка специалистов к ведению научной дискуссии / Э.Г. Скибицкий, Е.Т. Китова // Инновации в образовании. 2021. № 6. С. 60–69.

Скибицкий, Э.Г. Теоретические основы разработки дидактического обеспечения адаптивных информационно-образовательных сред / Э.Г. Скибицкий // Инновации в образовании. 2019. № 10. С. 102–109.

Скибицкий, Э.Г. Комплексный подход как методологическая основа разработки дидактического обеспечения образовательного процесса в вузе / Э.Г. Скибицкий, Л.И. Холина // Сибирская финансовая школа. 2016. № 1 (114). С. 149–153.

Утюганов, А.А. Теоретические и методологические основания изучения ценностно-смысловой сферы личности в современной психологии / А.А. Утюганов, П.Ю. Наумов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11. С. 838–851. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-11-68

Шаповалов, И.В. Результаты практического внедрения педагогической программы формирования профессиональной ответственности будущих офицеров ФСБ России / И.В. Шаповалов, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Научное мнение. 2019. № 1-2. С. 79–86. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2019.1-2.79.86

Яницкий, М.С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1 (81). С. 194–206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии / М.С. Яницкий, А.В. Серый, Ю.В. Пелех // Философия образования. 2013. № 1 (46).С. 175–186.

References

Abul’khanova K.A. Mir psikhologii, 2013, no. 2 (74), pp. 262–275.

Abul’khanova K.A., Slavskaya A.N. Mir psikhologii, 2020, no. 4 (104), pp. 134–145.

Asmolov A.G., Gusel’tseva M.S. Vestnik RGGU. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie, 2019, no. 1, pp. 18–43. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-1-18-43

Baeva I.A., Gayazova L.A., Kondakova I.V. Pis’ma v Emissiya. Offlayn, 2019, no. 11, pp. 2784.

Baeva I.A. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2002, vol. 2, no. 3, pp. 16–26.

Babarykin, O.V., Naumov P.Yu. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal), 2016, no. 4, pp. 20–35.

Brushlinskiy A.V. Sub”ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie: Izbrannye psikhologicheskie trudy [Subject: thinking, teaching, imagination: Selected psychological works]; Russian Academy of Education: Izd-vo MPSI, 2003, 407 p.

Brushlinskiy A.V. Psikhologiya sub”ekta: Nauchnoe izdanie [Psychology of the subject: Scientific publication]. Sankt-Peterburg: Izdatel’stvo Aleteyya, 2003, 272 p.

Kagan M.S. Formirovanie rossiyskogo intelligenta v universitete [Formation of the Russian intelligentsia at the university]. SPb, 2000, pp. 130‒133.

Karpov A.O. Filosofiya obrazovaniya, 2012, no. 5 (44), pp. 207–215.

Kitova E.T., Skibitskiy E.G. Innovatsii v obrazovanii, 2016, no. 7, pp. 45–53.

Kosolap A.V., Naumov P.Yu., D’yachkov A.A. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2018, no. 4 (158), pp. 151–154.

Laptev A.A., Naumov P.Yu. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal), 2016, no. 11-1, pp. 57–66. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2016-11-57-66

Lektorskiy V.A., Sadovskiy V.N. Voprosy filosofii, 1960, no. 8, pp. 67–79.

Leont’ev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’: uchebnoe posobie [V.N.] / Ed. D.A. Leont’ev. Moskva: Smysl: Akademiya, 2005, 345 p.

Leont’ev A.N. Lektsii po obshchey psikhologii: uchebnoe posobie [Lectures on general psychology] / Ed. D.A. Leont’ev, E.E. Sokolova. Moskva: Smysl: Akademiya, 2010, 509 p.

Leont’ev A.N. Evolyutsiya, dvizhenie, deyatel’nost’ [Evolution, movement, activity] / Ed. D.A. Leont’ev, E.E. Sokolova. Moskva: Smysl, 2012, 559 p.

Leont’ev, D.A. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya, 2019, vol. 15, no. 1, pp. 25–34. https://doi.org/10.17759/chp.2019150103

Leont’ev D.A., Mospan A.N. Mir psikhologii, 2017, no. 2 (90), pp. 12–19.

Leont’ev D.A. Metodologiya i istoriya psikhologii, 2018, no. 3, pp. 96–104. https://doi.org/10.7868/S1819265318030068

Lomov B.F. Sistemnost’ v psikhologii: izbrannye psikhologicheskie trudy [Systematicity in psychology: selected psychological works]/ Russian academician Education, Moscow Psychological and Social Institute. Moscow, 2011, 423 p.

Lomov B.F. Psikhologicheskiy zhurnal, 1989, vol. 10, no. 4, pp. 19-33.

Lomov B.F. Voprosy psikhologii, 1975, vol. 21, no. 2, pp. 31–45.

Naumov, P.Yu. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 4, pp. 151–169. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-4-151-169

Naumov, P.Yu. Vestnik Mininskogo universiteta, 2021, vol. 9, no. 2 (35). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-10

Naumov P.Yu., Povshednaya F.V. Vestnik Mininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 1, p. 9.

Naumova, L.Yu. Vestnik Mininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 3 (32), p. 4. https://doi.org/10.26795/2307-12812020-8-3-4

Naumova L.Yu., Naumov P.Yu., Povshednaya F.V. Pedagogicheskiy zhurnal, 2019, vol. 9, no. 6-1, pp. 31–40. https://doi.org/10.34670/AR.2020.46.6.192

Novikov A.M., Novikov D.A. Spetsialist, 2016, no. 1, pp. 18–23.

Novikov A.M. Spetsialist, 2015, no. 9, pp. 21–25.

Rozum, M.Yu. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 2021, no. 2 (31), pp. 182–187. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2021-31-182-187

Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg: Piter, Seriya «Mastera psikhologii», 2015, 713 p.

Rubinshteyn S.L. Bytie i soznanie [Being and consciousness]. St. Petersburg: Piter, 2012, 288 p.

Rubinshteyn, S.L. Chelovek i mir [Man and the world]. Moscow: Piter, Seriya «Mastera psikhologii», 2012, 224 p.

Sadovskiy V.N. Voprosy filosofii, 2006, no. 5, pp. 176–178.

Sayko E.V. Izvestiya Rossiyskoy akademii obrazovaniya, 2022, no. 2 (58), pp. 3–7.

Sayko E.V. Mir psikhologii, 2015, no. 3 (83), pp. 3–13.

Sayko E.V. Mir psikhologii, 2012, no. 3 (71), pp. 4–16.

Blauberg I.V., Mirskiy E.M., Sadovskiy V.N., Yudin E.G. Sistemnye issledovaniya. Metodologicheskie problem, 1982, vol. 1982, pp. 47–64.

Skibitskiy E.G., Naumov P.Yu. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2013, no. 3 (119), pp. 47–55.

Skibitskiy E.G., Kitova E.T. Innovatsii v obrazovanii, 2021, no. 6, pp. 60–69.

Skibitskiy E.G. Innovatsii v obrazovanii, 2019, no. 10, pp. 102–109.

Skibitskiy E.G., Kholina L.I. Sibirskaya finansovaya shkola, 2016, no. 1 (114), pp. 149–153.

Utyuganov A.A., Naumov P.Yu. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal), 2015, no. 11, pp. 838–851. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-11-68

Shapovalov I.V., Naumov P.Yu., D’yachkov A.A. Nauchnoe mnenie, 2019, no. 1-2, pp. 79–86. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2019.1-2.79.86

Yanitskiy M.S. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, vol. 22, no. 1 (81), pp. 194–206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

Yanitskiy M.S., Seryy A.V., Pelekh Yu.V. Filosofiya obrazovaniya, 2013, no. 1 (46), pp. 175–186.


Просмотров аннотации: 35
Загрузок PDF: 33
Опубликован
2023-08-31
Как цитировать
Naumov, P. (2023). ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА. Russian Journal of Education and Psychology, 14(4), 248-268. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-248-268
Раздел
Психологические исследования