ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К МОТИВАЦИИ И ДИСЦИПЛИНЕ В САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

  • Svetlana M. Maltseva Мининский университет; Филиал СамГУПС в Нижнем Новгороде https://orcid.org/0000-0002-7273-1852
  • Anna A. Voronkova Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Московский технический университет связи и информатики, Волго-Вятский филиал https://orcid.org/0000-0003-1125-5466
  • Dmitry A. Stroganov Мининский университет; Приволжский исследовательский медицинский университет
  • Maxim M. Makunin Мининский университет
Ключевые слова: дисциплина, эффективность саморазвития, формирование мотивации, мотивационное и дисциплинированное саморазвитие

Аннотация

Актуальность. Саморазвитие является признанной экзистенциальной ценностью современной личности. Этот процесс требует учета множества факторов, в том числе влияния мотивации и дисциплины. Формирование устойчивой мотивации и самодисциплины обучающихся является одной из первейших задач современного педагога. Однако сегодня даже студенты педагогического вуза не до конца осознают разницу между этими понятиями и не понимают их значимости в образовательном процессе.

Цель работы: описать отношение студентов-первокурсников педагогического вуза к значимости мотивации и дисциплины в саморазвитии личности.

Методы исследования: анализ научной литературы из области психологии, педагогики и социологии, наблюдение, сравнительный анализ и опрос.

Результаты. Исследование показало, что многие студенты-первокурсники считают вклад мотивации в процесс саморазвития личности более весомым по сравнению с дисциплиной. Авторы же считают дисциплинированное саморазвитие более рациональным и эффективным для достижения успехов в какой-либо деятельности и саморазвитии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Svetlana M. Maltseva, Мининский университет; Филиал СамГУПС в Нижнем Новгороде

доцент, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теологии; доцент кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин

Anna A. Voronkova, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Московский технический университет связи и информатики, Волго-Вятский филиал

 доцент, кандидат филол. наук, доцент кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства; доцент кафедры естественно-научных дисциплин

Dmitry A. Stroganov, Мининский университет; Приволжский исследовательский медицинский университет

старший преподаватель кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права; старший преподаватель кафедры иностранных языков

Maxim M. Makunin, Мининский университет

студент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами

Литература

Список литературы

Анисимов О.С. Субъективное пространство и субъективное отношение в самоорганизации человека // Мир психологии. 2019. №1. С. 49-60.

Вазина К. Я. Саморазвитие человека: резонансное взаимодействие с миром и собой. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2005. 145 с.

Дзараева Н.А. Воспитание дисциплинированности как нравственного отношения к человеку // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. №3. С.116-121.

Ларина А.А. Саморазвитие как активность человека по преобразованию самого себя // Территория науки. 2014. №1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22992412 (дата обращения: 19.11.2022).

Мальцева С.М. Образ как симулятивное «произведение» бытия в культуре постмодерна //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011. № 3 (23).С. 76-79.

Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2019. 400 с.

Матерова А.В. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник РУДН. Сер.: Психология и педагогика. 2019. № 1. С. 132–137.

Низовских Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. М.: Смысл, 2007. 255 с.

Пинк Д. Драйв. Что на самом деле нас мотивирует. Москва: Альпина Паблишер, 2018. 274 с.

Рожков Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых // Современная наука. 2021. № 3. С. 44-46.

Ряжкин А.О. Особенности субъективного отношения личности к значимым ценностям у студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №3. С. 10.

Устименко А. Л., Устименко Д. Л. Антропологические основания и значение дисциплины в воспитательном процессе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2022.№ 206. С.112-119.

Халперн Д. Психология критического мышления. Москва: РГБ, 2017. 1 с. – EDN QXROXB. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20092132 (дата обращения: 20.11.2022).

Цукерман Г.А. Развитие учебного сообщества // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 50-67.

Rotanova, M.B. A New Digital Landscape and Politicians’ Public Performance Evaluation // Proceedings of the 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2021, St. Petersburg, 14 апреля 2021 года. St. Petersburg, 2021. P. 83-86. DOI 10.1109/ComSDS52473.2021.9422874.

References

Anisimov O.S. Sub”ektivnoe prostranstvo i sub”ektivnoe otnoshenie v samoorganizacii cheloveka [Subjective space and subjective attitude in human self-organization] Mir psihologii [The world of psychology], 2019, no.1, p. 49-60.

Vazina K. YA. Samorazvitie cheloveka: rezonansnoe vzaimodejstvie s mirom i soboj [Human self-development: resonant interaction with the world and oneself]. M.: Izd-vo Mosk. gos. un-ta pechati, 2005. 145 p.

Dzaraeva N.A. Vospitanie disciplinirovannosti kak nravstvennogo otnosheniya k cheloveku [Education of discipline as a moral attitude to a person] Vestnik Permskogo nacional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki [Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Problems of linguistics and pedagogy], 2015, no.3, pp.116-121.

Larina A.A. Samorazvitie kak aktivnost’ cheloveka po preobrazovaniyu samogo sebya [Self-development as a person’s activity to transform himself] Territoriya nauki [The territory of science], 2014, no.1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22992412 (data obrashcheniya: 19.11.2022).

Mal’ceva S.M. Obraz kak simulyativnoe “proizvedenie” bytiya v kul’ture postmoderna [Image as a simulated “work” of being in postmodern culture] Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social’nye nauki [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences], 2011, no.3 (23), pp. 76-79.

Maslou A. Motivaciya i lichnost’ [Motivation and personality]. Sankt-Peterburg: Piter, 2019, 400 p.

Materova A.V. Motivaciya nauchno-issledovatel’skoj deyatel’nosti studentov [Motivation of students’ research activity] Vestnik RUDN. Ser.: Psihologiya i pedagogika [Bulletin of the RUDN. Ser.: Psychology and Pedagogy], 2019, no. 1, pp. 132–137.

Nizovskih N.A. CHelovek kak avtor samogo sebya: psihosemanticheskoe issledovanie zhiznennyh principov v strukture samorazvivayushchejsya lichnosti [Man as the author of himself: a psychosemantic study of life principles in the structure of a self-developing personality]. M.: Smysl, 2007. 255 р.

Pink D. Drajv. CHto na samom dele nas motiviruet. [What really motivates us] Moskva: Al’pina Pablisher, 2018, 274 p.

Rozhkov E.M. Motivaciya dostizheniya uspekha i izbeganiya neudach v rabotah otechestvennyh i zarubezhnyh uchenyh [Motivation for achieving success and avoiding failures in the works of domestic and foreign scientists] Sovremennaya nauka [Modern science], 2021, no. 3, pp. 44-46.

Ryazhkin A.O. Osobennosti sub”ektivnogo otnosheniya lichnosti k znachimym cennostyam u studentov vuza [Features of the subjective attitude of a person to significant values among university students] Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Mininsky University], 2022, vol. 10, no.3, p. 10.

Ustimenko A. L., Ustimenko D. L. Antropologicheskie osnovaniya i znachenie discipliny v vospitatel’nom processe [Anthropological foundations and the importance of discipline in the educational process] Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen], 2022, no. 206, pp.112-119.

Halpern D. Psihologiya kriticheskogo myshleniya [Psychology of critical thinking] Moskva: RGB, 2017. P.1. EDN QXROXB. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20092132 (data obrashcheniya: 20.11.2022).

Cukerman G.A. Razvitie uchebnogo soobshchestva [Development of the educational community] Voprosy psihologii [Questions of psychology], 2004, no. 1, pp. 50-67.

Rotanova M.B. A New Digital Landscape and Politicians’ Public Performance Evaluation [A New Digital Landscape and Politicians’ Public Performance Evaluation] Proceedings of the 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2021, St. Petersburg, 14 aprelya 2021 goda. St. Petersburg, 2021, pp. 83-86. DOI 10.1109/ComSDS52473.2021.9422874.


Просмотров аннотации: 227
Загрузок PDF: 187
Опубликован
2023-04-30
Как цитировать
Maltseva, S., Voronkova, A., Stroganov, D., & Makunin, M. (2023). ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К МОТИВАЦИИ И ДИСЦИПЛИНЕ В САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(2), 108-120. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-2-108-120
Раздел
Психологические исследования